В центре сюжета ленты — состоявшийся юрист Питер Миллер (Хью Джекман), которого сама судьба ведет к очередной успешной главе в жизни: офис будущего губернатора предлагает ключевое место в команде, а дома его ждут молодая жена Бет (Ванесса Кирби) с новорожденным сыном Тео и планами на красивое счастливое будущее. В эту идиллию по-американски неожиданно врывается бывшая жена Кейт (неподражаемая Лора Дерн), с которой у Питера сохранились хорошие отношения, и просит повлиять на своего 17-летнего сына Николаса (Зен Макграт), переживающего кризис подросткового возраста. Питер, как родитель и старший наставник, хочет личным примером показать Николасу многообразие сторон жизни и способы держать удар, отрицая и не замечая при этом лежащую на поверхности причину психологических проблем сына.
Будучи прежде всего драматургом, Зеллер-режиссер в очередной раз делает ставку на оригинальный сценарий и крепкую актерскую игру — и не прогадывает! Если предыдущая картина держалась на будоражащей игре сэра Энтони Хопкинса, чья роль страдающего сенильной деменцией старика пробирала до мурашек своим чудовищным реализмом (те, кто имел несчастье столкнуться с подобной трагедией в семье это подтвердят), то в ленте «Сын» мы имеем уже многослойную социально-психологическую драму, где переплетаются характеры сразу нескольких поколений персонажей, каждый из которых за фасадом благополучия скрывает свою собственную боль и свой собственный ворох неразрешенных проблем. Возможно, кому-то покажется, что на контрасте с именитым «Отцом» новая работа режиссера – это шаг назад, но на самом деле это лишь закономерный и последовательный шаг в сторону. Проблема взаимоотношений детей и (престарелых) родителей, сквозь призму распада личности последних, сменяется нарративом проблемы отцов и детей (а точнее — сыновей) на момент формирования их как личностей, а значит и соответствующие этому этапу болезненные трансформации и кризисы. Фактически, Флоренс Зеллер снова показывает нам трагедию семейных отношений, но с иного ракурса и уже под другим углом.
Характерная для режиссера камерная атмосфера и театральный стиль картины тоже претерпели определенную трансформацию: рамки сцены теперь не ограничены сеттингом комфортной городской квартиры, а раскидываются гораздо шире за ее пределы, при этом зритель всё равно чувствует некую преемственность с предыдущей работой. Главным образом, это достигается за счет фокуса на основных персонажах, герметичной картинке, диалогах и репликах. Для Хью Джекмана – это самая большая драматическая роль в карьере. Да простит нас многоуважаемый сэр Хопкинс (которому, к слову, тут отведено пусть и не большое, но яркое появление на экране), но Джекман своей игрой почти поднялся до его уровня: после фильма «Сын» уже сложно будет ассоциировать Хью с ролями на подобие Росомахи. Вторым приятным открытием ленты стал Зен Макграт – молодое дарование из Австралии пугает зрителя пассивно-агрессивной интроверсией, от которой невозможно оторваться и не знаешь чего ожидать дальше. Ванесса Кирби, играющая Бет — молодую вторую жену Питера, окончательно формирует актерскую триаду, силами которой драма неизбежно превратится в трагедию к финалу ленты.
Новая картина Зеллера «Сын» будто бы с самого начала обречена оказаться в тени своего предшественника — оскароносного «Отца», чей безупречный ритм повествования, структурная театрализованность и гениальная игра сэра Энтони Хопкинса (заслуженно отмеченная «Оскаром» в 2021 году) заведомо высоко поднимают планку зрительских ожиданий. «Попробуй-ка дотянись, сынок!» — словно раззадоривает и тут же бросает вызов лента, чтобы потом так по-отечески снисходительно-шутливо хлопнуть по плечу: «Не учи отца..». Параллели между лентами неизбежны, но сравнивать их друг с другом равносильно сравнению теплого с мягким – картины не конкурируют между собой, а дополняют антологию семейных трагедий по Зеллеру. Наверное стоит всё же развенчать интригу и дать картине «Сын» фору назвав вещи своими именами: нет, это не сиквел и тем более не приквел предыдущей картины – как говорится, все имена и события в произведении вымышлены, любые совпадения случайны. Кроме одного — как писал Лев Толстой: все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.
// Настоящее кино