В залитой солнцем Калифорнии 1939 года гламурная наследница Клер Кавендиш (Дайан Крюгер) нанимает частного детектива Филипа Марлоу (Лиам Нисон), чтобы найти бывшего возлюбленного (Франсуа Арно), пропавшего при крайне туманных обстоятельствах. Изначально, казалось бы, простое дело заставляет сыщика согласиться, но чем дальше он погружается в закулисную жизнь Голливуда, тем более опасным становится расследование тайн его обитателей.
Возможно, неискушенному зрителю имя Филипа Марлоу не скажет ровным счетом ничего, но для истинных поклонников детективного жанра, это персонаж сравнимый разве что с Шерлоком Холмсом Конана Дойля и Эркюлем Пуаро Агаты Кристи. Являясь креатурой классика «крутого» (hardboiled) детектива Реймонда Чандлера, определившего канон и рамки жанра нуар на долгие годы вперед, Филип Марлоу впоследствии стал иконой и ролевой моделью для целого ряда актеров. В разные годы различные режиссеры подходили к экранизациям книг Чандлера, а роль Марлоу воплощали на экране титаны вроде Роберта Монтгомери, Дика Пауэлла и Хамфри Богарта. Гаррисон Форд признавал, что вдохновлялся персонажем Марлоу работая над ролью Деккарта в «Бегущем по лезвию», как и образы Джека Николсона в «Китайском квартале», Майкла Дугласа в «Основном инстинкте» и Брюса Уиллиса в «Городе грехов» несут на себе печать характера чандлеровского героя.
Ирландец Нил Джордан берется за «Марлоу» со всей визионерской прытью, которая всегда отличала его от тех же братьев Макдона, прежде всего смакующих национальный колорит. В портфолио режиссера есть Оскар за триллер 1992 года «Жестокая игра» о буднях ИРА, но массовому зрителю он прежде всего известен по самой успешной экранизацией книги Эн Райс «Интервью с вампиром», открывшей миру таланты Кирстен Данст и Тенди Ньютон. Картинка у Джордана получилась сочной и безупречной с точки зрения атмосферы эпохи предвоенного Голливуда: актеры одеты как люди конца 30-х, говорят как люди конца 30-х, пьют как люди конца 30-х. Ансамбль пестрит работами Джессики Лэнг, Алана Камминга, Дэнни Хьюстона и Колма Мини, узнать которых в гриме не всегда получается сразу. Но главные партии тут, безусловно, за Дайан Крюгер и Лиамом Нисоном.
Холодная саксонская грация и сдержанность Крюгер как нельзя кстати подчеркивают стандарты голливудского секс-символа той эпохи, отдавая дань уважения Марлен Дитрих. Что же касается Нисона – это абсолютная удача Джордана и кастинг-директора фильма. Последние годы актер застрял в фактурах однотипных ролей героя боевиков, чье качество терялось от картины к картине - апофеозом жанра «кино с Нисоном» стал боевик «Флешбек», в котором 70-летний Нисон сыграл киллера с болезнью Альцгеймера (!). Прекрасный ирландский актер, блиставший в «Списке Шиндлера» (за который он заслужено получил «Оскар»), с подачи Нила Джордана реабилитируется перед зрителем в роли главного героя. Его Марлоу грациозно пессимистичен, литературно циничен и почти не выпускает из рук стакан с бурбоном – стареющий брутал, изрядно потрепанный жизнью и отчаянно пытающийся сохранить остатки гуманизма. Он еще может наподдать тумаков негодяям, но честно признается с экрана, что уже «староват для всего этого».
Во всей этой, казалось бы, ладной истории не обошлось и без ложки дегтя, которая в итоге повлияла на оценку картины зрителем кинотеатров. Стоит констатировать, что у Джордана получился восхитительно красивый и предельно консервативный детектив, в котором, собственно, не осталось места самому детективу. Виной тому первоисточник – роман Бенджамина Блэка (псевдоним известного ирландского литератора Джона Бэнвилла) «Черноглазая блондинка», в котором автор словно соревнуется со своим кумиром в афористических описаниях и внутренних монологах Марлоу. Увы, но как отмечают многие литературные критики, в погоне за нарочитым подражанием Чандлеру писатель Бэнвилл/Блэк увлекся графоманией, напрочь позабыв про детективный сюжет. И как бы ни старался оскароносный сценарист Уильям Монахэн («Отступники», «Совокупность лжи») вытянуть историю, сам роман «по мотивам» не оставляет ему пространства для маневра.
В итоге, Нил Джордан снял эстетически безупречный и по-хорошему старомодный неонуар, которому отчаянно не хватает динамики для просмотра на широком экране. И как бы ни хотелось записать «Марлоу» в классику ретро-детектива, поставив в один ряд с «Секретами Лос-Анджелеса» и «Черной Орхидеей», приходится признать, что его уровень это скорее «Сиротский Бруклин». Фильм однозначно стоит внимания и наверняка порадует поклонников нуара, но ждать он него откровений и изящных твистов им не стоит. Для всех остальных зрителей – это просто классический детектив, в котором Лиам Нисон наконец-то играет роль соответствующую таланту и почтенному возрасту.
// Настоящее кино