Роальд Даль для британской литературы — это безусловная величина, а вот отечественному читателю он скорее всего знаком по детским произведениям, и прежде всего — «Чарли и шоколадной фабрике». Рассказы Даля знамениты неожиданными концовками, а детские книги — отсутствием сантиментов да и просто черным юмором. Даль-сказочник — это уже не уютный Алан Милн, но и не фантасмагоричный Льюис Кэрролл. Хотя в своих произведениях писатель и заигрывает с абсурдизмом, но это не абсурдизм формата Кафки, а скорее гротескное обрамление притчи, зачастую с социальным подтекстом.
Видно, что произведения писателя близки по духу режиссеру Андерсону — ранее он уже экранизировал «Бесподобного мистера Фокса» в жанре анимации, а теперь возвращается к прозе Даля, чередуя на экране как ранние («Крысолов», «Яд»), так и более поздние произведения автора («Лебедь», «Чудесная история Генри Шугара»). Особое очарование придает нарочито постановочное повествование и несменный актерский ансамбль, кочующий от ленты к ленте: Рэйф Файнс, Бен Кингсли, Дев Патель, Беннедикт Камбербетч и Руперт Френд.
После весьма неоднозначного «Города астероидов», в котором режиссер. кажется, собрал всех знакомых именитых актеров, в новой работе он возвращается к аскетичной камерности театрального уровня, ставя в приоритет именно актерскую игру и фактически разыгрывая все фильмы альманаха в пяти лицах. И это работает лучше, чем бесконечная череда сменяющихся звезд в уже ставших привычными иронично-гротескных образах в полном метре. С другой стороны, рассматривая каждую ленту по отдельности, действительно, сложно оставаться непредвзятым — тут и жанровая разница, и различный хронометраж явно выделяет симпатию самого режиссера.
«Чудесная история Генри Шугара» определенно самый каноничный Андерсон в этой подборке — социальная притча граничащая со сказкой, поданная в типично андерсоновской манере. Несмотря на все имеющиеся стилистические приемы, в то же время “Лебедь” — это совсем другое произведение, где автор пишет широкими мазками пастораль про буллинг в английской глубинке, а Руперт Френд ломает “четвертую стену” буквально обращаясь монологами к зрителю. Одно из ранних произведений Даля “Крысолов” тут выделяется на общем фоне макабрическим Рэйфом Файнсом и трудным для понимания подтекстом, в то время как “Яд” — напротив донельзя прямолинеен своей социальной сатирой. Именно поэтому смотреть картины лучше сразу и последовательно, не прерываясь чтобы не испортить впечатление.
У Уэса Андерсона получился трогательный оммаж Роальду Далю, в котором он не только отдает дань уважения писателю, но и возвращается к истокам собственного творчества, где красивая картинка еще не превалировала над смыслом, а изобретенный им стиль ироничного драмеди не копировал сам себя. И несмотря на более чем скромный бюджет (по сравнению с тем же “Городом астероидов”), на этот раз режиссер снял, действительно, то кино, за которое его признали критики и полюбили преданные зрители. Так держать, Уэс!
// Настоящее кино