Если серьёзно, то байопик об Энцо Феррари (Адам Драйвер) охватывает короткий и очень сложный период жизни, когда гениальный конструктор уже перестал быть гонщиком, но ещё не сделал свою легендарную машину. Более того, его компания терпела чудовищные по меркам пятидесятых годов (а дело происходит в 1957 году) убытки. Для того, чтобы их покрыть и доказать, что не Алифьери Мазерати, а именно Феррари делает лучшие болиды, Энцо необходимо было выиграть гонку на выносливость «Тысяча миль», более известную как «Mille Miglia».
Перед Феррари стояла задача не только улучшить свой автомобиль, но и набрать команду пилотов, способных укротить механизм. Если вы думаете, что как раз есть шанс увидеть главную фишку Манна, рассмотреть каждого потенциального члена группы, обладающего своими косяками и достоинствами, но нет. Всё гонщики одинаковы, как на подбор. Если бы не комментарии Энцо, кто как водит и чей стиль вождения ему нравится или не нравится, вы бы не запомнили этих людей и актёров. Даже самый трагически известный Альфонс де Мортаго (здесь всем непричастным нужно на пять секунд закрыть глаза), погибший в этой гонке, положив более десятка наблюдателей и закрыв на какое-то время само шоу «Милье Милле» (открываем глаза), этот гонщик не особо выделяется на фоне других. Да и эпизод со взрывом шины, - единственная экшн-сцена в фильме, если не считать несколько драматичных пробных заездов.
Стоит спросить: а чем тогда заполнен двухчасовой хронометраж ленты? Ответим. Дело в том, что Феррари жил в то время на две семьи (по некоторым данным - на три, но мы не роемся во всём этом). Тогда, как Энцо величаво смотрит на свои машины и мучительно медленно размышляет вслух какими-то метафорами («Свобода для гонщика - это шанс быть съеденным», «Когда матери лезут в этот бизнес, смерть идёт за ними следом» и так далее), как раз матери лезут не в своё дело. Законная жена Лаура, безупречно сыгранная Пенелопой Крус, пытается спасти семейный бизнес, воюет с банковской системой и случайно узнаёт, что на её мужа записан ещё один большой участок земли. На нём живёт другая женщина, Лина Ларди (Шейлин Вудли) с сыном Пьеро, которому предстоит конфирмация, значит отцу нужно определиться с фамилией ребёнка: Феррари или нет. Тогда Лаура ставит перед Энцо условие, что чужого сына он может назвать как угодно, но только после её смерти (так и случилось, в 1978 году Лаура умрёт, а Пьеро станет единственным наследником и вице-президентом компании).
Немало драматизма в роли Пенелопы Крус добавляет то, что за год до происходящих событий погиб их единственный ребёнок Дино. Ей кажется, что муж недостаточно скорбит об этом (но зритель-то видит, как Феррари постоянно приходит на могилу сына, говорит с ним и даже как-то приводит к камню незаконнорождённого Пьеро), и это постоянно выводит её из себя. Говоря проще, Лауре режиссёр отвёл куда больше времени, чем заглавному герою. Всё пространство фильма отведено клише картин об Италии пятидесятых годов. Если обедают, то большими семьями во дворе, если говорят, то с большими паузами, если спорят, то на таких максималках, что аж асфальт плавится.
Основную часть работы Феррари Майкл Манн, скорее, проговаривает, чем показывает. А, действительно, как показать, что он изобрёл новый шланг для подачи топлива? Только через разговор с сыном. Как узнать, что жители города чуть ли не молятся на успех Феррари? Буквально: местный священник читает прихожанам проповедь о металле. Так что если вы пришли на фильм Майкла Манна в стиле канонических «Схватки», «Полиции Майами» или «Соучастника», забудьте. Кстати сказать, четыре года назад Манн выступал продюсером высокооктанового «Форда против Феррари», вот туда нужно идти за аттракционом, а сюда - за чувствами и мыслями вслух.
// Настоящее кино