Новое кино от Китано разочаровывает. Там где от режиссера ждешь японской эстетики, он выдает эстетику американского комикса. Где должна появиться оригинальность мысли – сквозит шаблонность, а что, мечи протыкают тела вовсе не в том месте, откуда должна литься кровь – это уж заслуга небрежности компьютерных художников, а не режиссера. И на том спасибо!Смотри – не смотри, а чего нет и не увидишь, говорит «слепой» старец Затоичи перед титрами, падая в глазах зрителя, пришедшего посмотреть новое японское кино. Потому как чего в фильме нет, так это Японии. А как подобную поделку можно было бы на западный манер слепить – хавали и знаем. Благо финальный полет в пропасть главного злодея, погибающего от руки мстительного Рудгера Хауэра в постановке Филиппа Нойса видели, и если не поражались, но находили в истории очарование страны, недалекой от Востока.
Японская же трактовка классической истории про странствующего слепого массажиста, который в трости носит остро отточенный меч, самому Китано не интересна. Ну какой смысл делать многократно повторяемый эпос на старый лад? Остался бы тот в чреве Японии, а Китано-режиссер, более известный на родине, как телевизионный комик, в очередной раз без признания заслуг постановщика на родине, да с продуктом на руках, на Запад не экспортируемым. А тут и Японии комиксы, типа манга, нравятся и мировая общественность от новой японской эстетики в восторге. Потому как лубочной Страной Восходящего солнца, казалось бы, все наелись.
То, что диктует политика страны, жаждущей международного туризма – это представления Японии местом, где были самураи, цветут сакуры и развитая высокотехнологичная экономика с гаджетами, которые уже не жизнь облегчают, а воплощают бредовейшие идеи их создателей, потому как все, что нужно для жизни, уже существует. Да и Китано, пытаясь остаться в рамках жанра, начал работать на экспорт, заигрывая со зрителем – глянь, поленом убогого зашибет, возможно, за то, что дурачок очень похож на Тома Круза, или превратит традиционный для самурайских фильмов выход артистов на «бис» в подобие чечетки, создав тем самым единственную действительно зрелищную сцену фильма.
Не будь живого финала, чувство от происходящего на экране отдавало бы тоской по хорошему кино. С одной стороны, все очень «кинематографично», ирреально, похоже на все, от Серджио Леоне до Тарантино. Но осовремененный экспортированный эпос получился ни уму, ни сердцу. Ни глаз потешить, ни мозг напрячь. Скучно, неповоротливо и очень не по-японски.
В кинотеатрах страны с 22 апреля 2004 года. В кинотеатре Ролан с 15 апреля
официальный сайт фильма www.zatoichi.ru
Расписание показов на kinoafisha.net
// Настоящее кино