Это была история грандиознейшего провала, которую кто только не обсуждал. В 2019 году «Джокер» Тодда Филлипса заработал головокружительные $1 млрд c лишним при бюджете $70 млн, два «Оскара» и два «Золотых глобуса» (всего 121 награда). Это огромный успех для фильма, выполненного в стилистике авторского кино, да ещё и с взрослым рейтингом «R». Разумеется, студия Warner Bros. тут же заказала режиссёру и сценаристу Тодду Филлипсу вторую часть, выдала ему огромный бюджет (называются цифры от $200 до $300 млн) и полную авторскую свободу. В результате, премьера картины «Джокер: Безумие на двоих (Jocker: Folie à deux)» состоялась 4 сентября этого года на престижном кинофестивале в Венеции, вызвала недоумение у публики, и к своему старту в мировом прокате за месяц успела собрать очень негативный сарафан. Таким образом, вышедший в прокат 4 октября фильм успел наскрести не больше $270 млрд по всему миру, и менее, чем через месяц, 29 октября состоялся цифровой релиз картины.
Противники голливудской практики доить золотую корову с помощью сиквелов, приквелов и прочих «квелов» потирали руки и хищно улыбались. Фанаты оригинала трагически восприняли новость о крахе проекта. Остальные - кинокритики, конспирологи, профессиональные кинематографисты - принялись разбирать фильм на винтики и предлагать собственные теории, что кроется в «Безумии на двоих». Мы представим свою версию, почему не стоит пренебрежительно относиться к продолжению «Джокера». В конце концов, Хидео Кодзима и Квентин Тарантино чёрт знает что не посоветуют, а они восторженно приняли новый фильм Тодда Филлипса.
Что же это было? Сюжет ограничивается несколькими предложениями. Спустя два года после убийства в прямом эфире ведущего Мюррея Франклина мы находим сумасшедшего Артура Флека, считающего себя юмористом Джокером, в легендарной психической больнице тюремного типа «Аркхем». За несколько дней до начала суда Джокер встречает в стенах заведения Харли Квинн, и у них с первого взгляда рождается любовь. Они поют и танцуют то в своих видениях, то на самом деле (не факт). За секунду до признания Артура Флека виновным по всем пунктам Джокеру удаётся сбежать, но на воле любовь оказывается невозможной, бегуна возвращают в тюрьму, где он и находит последнюю шутку, на этот раз в свой адрес.
Для начала, что не так в продолжении «Джокера»? Во-первых, если оригинал был довольно мрачной и долго тянущейся картиной, то продолжение ещё темнее, ещё длиннее, ещё более растянутое. Во-вторых, превратить тюремную драму в мюзикл - не самое оригинальное решение, на ум сразу приходит классика жанра, вроде «Чикаго» Маршалла или «Танцующая в темноте» фон Триера. И потом, кто только не делал из суда спектакль (и наоборот).!? В-третьих, мы уже видели, что отличная певица Леди Гага ещё и неплохая актриса («Звезда родилась»), а отличный актёр Хоакин Феникс неплохо поёт («Переступить черту»), поэтому нас этим не удивишь. И потом, зная по опыту, снять хороший сиквел - почти невозможное предприятие, такое удавалось немногим, а у Тодда Филлипса уже была такая неудача с продолжениями «Мальчишника в Вегасе». И, наконец, сколько фильмов о расщеплении личности мы видели за последнюю пятилетку? Не меньше десятка, точно.
И всё же, почему спустя пару недель после появления фильма в интернете появилась сотня подкастов и споров насчёт того, что Филлипс хотел сказать своим «Folie à deux»? Нам нравится версия, что это не сиквел, а финал (только очень длинный по хронометражу) «Джокера», своего рода комментарий, объяснение. Вот ему вменяют в вину совершение пяти убийств, но, если посчитать, в оригинале он убивает шесть человек. В таком случае, что тогда было в финале картины 2019 года, когда Артур убивает своего психиатра? Типа, не считается, или это был флэшбек, или ничего не было? Сам заключённый даёт ответ в собственном признании на суде: он кается в шести совершённых убийствах. Вот и получается объяснение загадок, заданных нам в первом фильме.
Ещё нам нравится версия о том, что это большой «фак» от режиссёра всему Голливуду. Мол, вы сами заставляете режиссёров делать надуманные продолжения, а зрителей - смотреть, в то время как вас самим заботят не качество, а бокс-офис. Об этом говорит и Тарантино в своих похвалах фильму. Но это какая-то стрёмная теория, не станет же здоровый трезвый режиссёр рыть сам себе могилу.
Нас посещают вот какие мысли: термин «folie à deux» действительно встречается в психиатрии, и означает он групповое помешательство или, дословно, действительно, двух пациентов. Но если мы узнаём, что Харли Квинн - никакая не сумасшедшая, это, как и следует из канона, психиатр Харлин «Ли» Квинзель, которая захотела познакомиться с Джокером поближе и то ли из профессионального интереса, то ли вправду по любви притворилась больным пиромантом, придумала себе легенду и поместила себя в «Аркхем». Но она здорова и разочаровывается в своём возлюбленном после того, как тот смалодушничал на суде и признал себя таким же нормальным Артуром Флеком, а не притягательным Джокером.
Таким образом, выходит, что титульное «безумие на двоих» - это пляски двух личностей в теле одного человека. И чтобы избавиться от них, есть только один выход, увы, летальный.
Ещё хейтеры называют песни, звучащие в фильме, дурацкими и глупыми. Вы серьёзно? Синатра, Фред Астер, Тони Бенетт, Элла Фицджеральд, Ширли Маклейн, The Carpenters, Луи Армстронг - это дурацкие песни (начальное мультяшное попурри вообще исполняется Ником Кейвом)? То, что у Тодда Филлипса отменное музыкальное чувство юмора, стало понятно ещё в первом «Мальчишнике», когда Майк Тайсон даёт в морду одному из троицы под известный барабанный пассаж в «In the Air Tonight» Фила Коллинза. Или кому ещё могло прийти в голову сделать из «White Room» Cream (читай, Эрика Клэптона) гимн протеста в первом «Джокере»? Так что Филлипс умеет подобрать правильную музыку для правильного контекста.
А, может, «folie à deux» - это и есть «общее помешательство» не только в виде демонстрантов на площади перед судом, но и в виде нас всех, зрителей, готовых массово любить и массово судить кино, музыку, книги, толком не проникнув в объект страсти/ненависти? Стадное чувство оно, такое, стадное, нестыдное, безумное.
// Настоящее кино