Сюжет, как и положено в жанре: российская подводная лодка с секретным оружием исчезает в Гренландском море. На ее поиски отправляется другой экипаж, который сталкивается с пробудившимся из глубин морских чудовищем.
«Кракен» — как его монстр: гигантский, технически впечатляющий, но с аморфной душой. Лебедев доказал, что может создавать эпично и с напряжением («Экипаж»), но сценарий затянул проект на дно. Операторская работа, Петров, Добронравов и Гуськов — якоря, удерживающие ленту от крушения. Актёрский ансамбль тут напоминает саму подлодку из фильма — мощный корпус, но с пробоинами. Ведущие артисты вытягивают напряжение и драму, создавая иллюзию «русского ответа „Бездне“». Однако дисбаланс разрушает целостность: Пожарская и слабо прописанные второстепенные персонажи (карикатурные скандинавы, безликие моряки), а также штампованные ходы и размытая философия превращают серьёзный блокбастер в «акулье торнадо» с претензией.
Monster movie как жанр часто отражает коллективные страхи: «Кинг-Конг» появился в годы Великой депрессии, «Годзилла» — реакция на ядерные испытания. Отечественный «Кракен» же, возможно, является рефлексией на трагедию подводной лодки «Курск», попыткой закрыть гештальт по спасению российских моряков. Не исключено, что без чудовища сюжет не потерял бы смысла, и фильм мог бы быть просто драмой о спасательной операции.
Тем не менее, «Кракен» — это еще один шаг вперед для российского кинематографа в жанре фантастики и фильмов-катастроф. Проект в очередной раз показывает, что отечественное кино способно создавать масштабные картины, которые могут конкурировать с западными аналогами. И пусть не все идеально, но попытка достойна уважения.
// Настоящее кино