Если первые «Хищники» были зверской охотой в джунглях и мужским экшн-ритуалом, а «Добыча» (первый фильм Трахтенберга во франшизе о Хищнике) — свежим дыханием и минимализмом в духе вестерна, то «Планета смерти» — попытка жанрового гибрида: местами эпический вестерн, а местами семейная драма о племени. Трахтенберг держит баланс между уважением к канону и желанием расширить мир. Режиссёр дал франшизе чувство масштаба и культуры: язык, ритуалы, традиции яутжа — всё это работает на любопытство (настоятельно рекомендуем перед просмотром ознакомиться с анимационным фильмом «Убийца убийц», для полного погружения в расширенный режиссером лор). Однако у этого расширения есть цена: если вы пришли за человеческим героем, чистым хоррором и прямой адреналиновой «рубиловкой», вы можете почувствовать недостающий элемент — теперь эмоции и мир важнее чистой кровищи.
Правда, авторы попытались втиснуть уж слишком много идей в 107 минут хронометража. Иногда фильм метается: то он философствует о чести охоты, то хочется быстрой охоты на трофеи; это создаёт ощущение, что создатели хотели угодить и поклонникам арт-перформанса, и поклонникам лютого «хлеба и зрелища», и в результате немного потеряли целостность. Эмоциональные ходы порой кажутся вызванными сценарием, а не вытекающими из персонажей, словно Трахтенберг следует больше ритму и атмосфере заданной Шейном Блэком в «Хищнике» 2018 года, чем своей же «Добычи», где всё казалось органичным.
Главная же интрига фильма — странная, тёплая дружба между хищником Деком и синтетиком Тиа, которого играет Эль Фаннинг. Для актрисы это не просто очередной модный эксперимент: она вынуждена играть одновременно протез человека и холодную программную логику, а по сюжету — ещё и «сестру» Тессу в двойной роли. Фаннинг вносит в картину неожиданный эмоциональный центр — её Тиа мягче, чем обычно ожидаешь от «андроида», и именно эта человечность (иронично сказано для синтетика) делает большую часть фильма работоспособной. Эль Фаннинг вытащила заведомо рискованную роль: она не просто красива в кадре — она умеет подать молчание и маленькие жесты, которые делают Тиа живой.
Представьте, что Хищник — это Шрек: огромный, вонючий, но с неожиданно большим сердцем, сокрытым под шрамами. Персонаж Фаннинг в этой паре — Осёл: болтлива (ну или программно навязчива), искрится энергетикой и вытягивает эмоциональные сцены. И да, в этом мире есть и дракониха с детёнышем — не буквальная, а материнская фигура/сильная самка и её потомство, которые вносят в фильм ещё одну нотку фольклора и семейной драмы. Эта образная картинка прекрасно отражает тон фильма: гротеск смешан с теплом, иногда — с чёрным юмором, иногда — с сентиментальностью.
В сумме: «Хищник: Планета смерти» — не идеальная, но смелая и часто впечатляющая глава франшизы. Это фильм для тех, кто готов воспринять хищника не только как машину для убийств, но и как существо с кодексом, страхами и, да, причудливой семейной жизнью. Для поклонников франшизы — свежий взгляд и много приятных мелочей; для тех, кто ждёт чистого хоррора — возможное разочарование в ставке на эмоции. В обоих случаях смотреть стоит — ради эстетики, ради игры Эль Фаннинг и ради одного простого удовольствия: наблюдать, как монстр вдруг начинает нам нравиться как последний герой боевика, а не как любимый pretty-villain.
// Настоящее кино