Почему собственно «Слон» спросите вы? Самое крупное земное млекопитающее появляется на пару секунд, в глубине кадра, в виде черно-белого рисунка, вырванного из учебника зоологии, который висит на стене в комнате мальчика-убийцы. Скорее всего, образ громадного, давящего своим размером и мощью слона запомнился режиссеру ещё с детства, и он решил назвать свою шокирующую картину именно так.
На 56-ом международном кинофестивале в Каннах «Слон» получил «Золотую пальмовую
ветвь». В нашем отечественном прокате «Слона» показали на XXVI ММКФ, разогрев кинокритиков и зрителей перед прокатом самой скандальной ленты этого года. Режиссёр фильма Гас Ван Сент. Человек не скрывающий того, что гей. Снимает свои картины о молодых наркоманах, об уличных юношах-проститутках, о мужской любви. Занимается фотографией и живописью, его любимый жанр – пейзаж с плывущими по воздуху на переднем плане то коровами, то сомбреро. После его фильмов началась мировая слава таких актеров как: Мэт Деймон, Бен Эфлек. Он не боится экспериментировать, подавляющая часть актерского состава (кроме Тимоти Боттомса и Мэтта Мэллоя) не имела никакого актёрского опыта и была набрана Ван Сентом в Портленде. Большая часть диалогов стала плодом импровизации, которую актёрам позволял осуществлять сам мэтр. Может быть, благодаря полной свободе и своеобразной манере съёмки получилось кино – эксперимент, на уже не новую тему, но с особым, демоническим взглядом автора на жуткие события прошлых лет.
В конце девяностых по Америке прокатилась волна подросткового насилия. В обыкновенной школе, где по коридорам прогуливаются школяры- зубрилы, парочки влюблённых и просто ученики, жизнь течёт плавно, размеренно. День ото дня каждый проделывает знакомую ему операцию. Девчонка - идёт в библиотеку зачитываться книгами, парень-фотограф бежит на всех порах проявлять новенькую плёнку, попутно снимая товарища, а девушки – лесбиянки судачат о новеньком, не обращающем на них никакого внимания, парне. Всё вышеизложенное подпитывается у Гаса изумительной музыкой Бетховенской «К Элизе», под которую – то и совершают свои абсолютно неаргументированные действия два подростка – оболтуса.
Заказав по интернету стрелковое оружие, они начинают обдумывать план расстрела учеников школы. С этого момента начинается безумный рейд в сердце неприступной Америки, двух зомбированных на фашистской агитке. «Ни кого не жалко, никого, ни тебя, ни меня, ни его» - этим лозунгом начинают руководствоваться обезумевшие подростки. Причины, по которым эти «нелюди» начинали свои, полные безумия поступки, до сих пор остаются непонятны. Попытавшись разобраться с этим явлением в американском обществе, документалист Майкл Мур в своём оскароносном фильме «Боулинг для Колумбины» пришёл к выводу, что, запретив продажу оружия, Америка сможет спать спокойно. Как всегда напичкав свою картины фактами, основанными на собственном расследовании, Мур попытался разобраться в причинах и следствиях, оставив на совести президента смерть невинных.
Что касается Гаса Ван Сента, то в отличие от Мура он не пытается навязывать свою точку зрения происшедшего. Скорее он показывает события от лица каждого учащегося, для этого – то и использует «подсматривающую камеру», стилизуя таким образом «Слона» под документалку. Безоблачное небо, обволакиваемое надвигающимися тучами и смотрящая в небытиё девочка на безлюдном футбольном поле – это такая аллегория предстоящей беды. После которой предстанет ангельского вида мальчик-блондин. «Сидя на красивом холме» он будет со стороны наблюдать за тем, как в школьном здании двое с винтовками будут убивать себе подобных и произнесут слова, от которых на душе здорового человека дыбом встанут волосы: «Разве вы не понимаете, что вслед за нами прейдут другие?». Такое, поверьте, забывается не сразу. Сильное кино!
Слон / Elephant, США, 2003
Режиссёр: Гас Ван Сент
В ролях: Алекс Фрост, Эрик Делен, Джон Робинсон
Жанр: драма
// Настоящее кино