…И жили они долго и счастливо – такими словами заканчиваются все сказочные истории, умалчивая о том, что происходило с героями дальше. А дальше следуют обычные будни с ссорами, примирениями и неизбежными визитами к родителям. В гости в фамильный замок Фионы и отправились молодожёны, совершенно не представляя, какой приём их ждёт.
Увы, типичный «синдром сиквела» не обошёл стороной и «Шрэка», превратив озорное новаторство в натужный аттракцион, изо всех сил старающийся превзойти предшественника. Правило «ещё раз, только больше» работает на все 100% - на каждую удачную находку оригинала приходится по два-три повтора сиквела, а ироничное обыгрывание сказочных шаблонов обернулось кичливым балаганом, обрушивающимся на зрителя и быстро утомляя непрекращающимся мельтешением ярких красок и громких криков. От обилия второстепенных персонажей рябит в глазах, и зачастую лишь задним числом отмечаешь тот или иной образ, промелькнувший в бесконечной веренице знакомых героев, введённых в картину скорее для количества, чем сценарно оправданно.
Если успех первого мультфильма диктовался неожиданной трактовкой образа антигероя, то к моменту начала работы над второй серией было ясно, что эффект новизны утерян, и зритель не клюнет во второй раз на идентичную наживку. Поэтому сценаристы мудро отказались от идеи римейка оригинала, пойдя по пути нехитрой театральной концепции «короля играет свита», существенно расширив экранное время второстепенных героев, и сведя присутствие в кадре самого Шрэка к минимально необходимому для сценарных связок.
Безусловно, смотрибельность мультфильма от этого серьёзно пострадала, превратившись из целостного повествования в выбросы энергии, чередующиеся утомительными сюжетными вставками, однако это неудобство с лихвой компенсирует появление нового героя, ставшего едва ли не главной фигурой истории. Уморительные склоки Осла и навязавшегося в напарники Кота в сапогах, разыгрывающих великолепные гэги, и составляют основную массу тех оправдавшихся предвкушений (и вошедших в трейлер эпизодов!), что возлагали мы на сиквел. В свете их проделок совершенно забываются нудное морализаторство и отсутствие фантазии и оригинальных находок в процентно большей части мультфильма.
Конечно, можно понять создателей картины, чьё хулиганское детище раздулось до размера феномена с завышенными зрительскими ожиданиями. Возросшая ответственность перед поклонниками, студией и собственными карьерами сделала из новаторского проекта неповоротливого слона, чьи неуклюжие движения иногда вызывают улыбки и смех, но не позволяют забыть знаменитую поговорку о посудной лавке.
// Настоящее кино