События 11 сентября изменили мир раз и навсегда. В одночасье граждане богатой и сытой Америке осознали, что комфортной жизни пришел конец, ибо какой может быть комфорт, когда не удовлетворена базовая потребность человека в безопасности.
Многие злорадствовали и предрекали Штатам быстрый крах, благо, помимо терроризма, не все было ладно в американской экономике, а имидж мирового агрессора никак не способствовал популяризации звездно-полостатых ценностей в масштабах земного шара.
В эти самые «трудные времена» прославленный Стивен Спилберг решил снять кино, которое смогло бы приободрить нацию, заставить людей улыбнуться и при этом давало бы понять всему миру, что простые американцы – это чрезвычайно симпатичные и милые люди.
Своей цели режиссер добивается посредством невероятной, на первый взгляд, истории.
Турист из вымышленной восточноевропейской страны Кракожии, Виктор Наворски (Том Хэнкс) по высадке в аэропорту Нью-Йорка, узнает, что на родине произошел государственный переворот, граница закрыта, его паспорт недействителен, а посему покидать пределы аэропорта ему запрещено. Так на долгие месяцы Виктор превращается в вынужденного пленника, заточенного в стенах международного терминала.
Поначалу история имеет ярко выраженный комедийный оттенок. Зритель словно оказывается свидетелем нового, увлекательного реалити-шоу «Как выжить в аэропорту». Из фильма мы узнаем, что если приноровиться, здесь можно быстро выучить иностранный язык, подзаработать деньжат, вкусно поесть, прикупить одежду и создать комфортное место для ночлега. Однако забавные приключения Виктора – это всего лишь своеобразная «затравка» для зрителя перед разворачивающейся дальше историей человеческих взаимоотношений.
Спилберг сравнивает аэропорт с маленькой моделью общества. Именно живя в терминале, наш герой многое узнает об Америке, ее гражданах, образе их жизни. Вообще, как ни странно прозвучит, сам Виктор становится живым воплощением реализации американской мечты в пределах отдельно взятого аэропорта. Его находчивость, жизнелюбие, целеустремленность помогают не просто выжить в, казалось бы, безнадежной ситуации, но и обрести новых друзей.
Открытость Виктора притягивает к нему людей. Служащие аэропорта, поначалу отворачивающие от него взгляд, постепенно начинают проникаться симпатией к его мужеству и искренности. Возможно, все было бы иначе, если бы главный герой был чуточку менее законопослушным. Но нет, раз Виктору сказали не покидать пределов аэропорта, он ни за что не пойдет на преступление, даже если сам начальник службы безопасности делает все возможное, дабы избавиться от присутствия на его вотчине нежелательного гостя.
Люди помогают хорошему парню Виктору, но и он не остается в долгу. Возможно, его помощь даже более ценна, ведь простому жителю Кракожии удается найти ключ к душам американцев, подарить им улыбки и сделать их чуточку добрее.
Столь жизнеутверждающее кино просто не могло обойтись без любовной линии, а потому в один прекрасный день на голову Виктора «сваливается» стюардесса Амелия (Кэтрин Зета-Джонс), девушка симпатичная, но с неустроенной личной жизнью. Теперь нашему герою предстоит позаботиться еще и о ней.
«Терминал» представляет собой этакий сгусток противоречий. «Сказочная» история «оживает» благодаря реальным героям, в существование которых просто невозможно не поверить; настоящая голливудская история оказывается напрочь лишена стандартных штампов и клише. И что самое главное, невероятно симпатичное кино оказывается на проверку чудовищно политкорректным, но это, как ни странно, нисколько не напрягает. Режиссер старается не обидеть ни одного из своих героев. Не дай Бог, пострадают права иммигрантов, нац.меньшинств, или даже такого малоприятного персонажа, как Фрэнка Диксона (Стэнли Туччи), того самого начальника службы безопасности, что всеми силами старается, чтобы Виктор не чувствовал себя как гость в доме у радушного хозяина.
Спилберг говорит об оправданности мер безопасности, о четком соблюдении закона и некотором смирении маленького человека перед лицом большой бюрократической системы. Времена то трудные, черт их побери, приходится чем-то жертвовать. Но, к счастью, до пафосно-напутствующего морализаторства создатели ленты не опускаются (второго «Амистада» Спилбергу никто бы не простил). Учительскими наставлениями до зрителя не достучаться, а вот с помощью простой и искренней истории это сделать вполне возможно.
Киноману на заметку:
1. В основе сюжета лежит реальная история, приключившаяся в 1988 году с иранским беженцем Мерханом Нассери, который был вынужден прожить 16 лет в парижском аэропорту, поскольку все его документы были украдены;
2. Съемки фильма проходили в специально построенных в натуральную величину декорациях аэропорта.
// Настоящее кино