Мировой кинематограф предлагает истории на любой вкус из жизни шпионов, секретных агентов и разведчиков всех мастей. Тут вам детективное творчество Хичкока (“Леди исчезает”, “Секретный агент”), ироничный экшн в исполнении блистательного Джеймса Бонда, пародийный “беспредел” Остина Пауэрса, и даже истории для современных детишек, ищущих новых кумиров (“Агент Коди Бэнкс”). Наблюдая за шпионскими приключениями очередного героя, зритель, как правило, без труда понимает цель, которой этот персонаж служит. Его история может смешить, будоражить воображение сногсшибательными трюками, держать в напряжении хитросплетениями сюжета, радовать любовно-романтическими интонациями и т.д. и т.п.
Понять же цель присутствия Джейсона Борна на киноэкранах – задача не из простых. Если самоидентификация персонажа, агента ЦРУ, страдающего амнезией, прошла более или менее успешно (к Борну в конце первого фильма обрывками, медленно, но верно, начала возвращаться память), то вот с жанровой идентификацией его киноприключений дела обстоят хуже. А это не сулит зрителю ничего хорошего.
Джеймс и его подруга Мари живут спокойно и счастливо на краю света, вдали от всевидящего ока американских спецслужб, и лишь кошмарные сновидения время от времени посещают Борна, увлекая его в забытое прошлое. Но вот однажды кто-то подставляет Борна, оставив его отпечатки на месте преступления, где жертвами пали агент ЦРУ и его осведомитель. Последовавшие за этим кровавые события вовлекли Борна в новую игру на выживание. Его задача – укрыться от преследователей и найти настоящих преступников. ЦРУ выходит на тропу войны.
«Превосходство Борна» (впрочем, как и «Идентификация…») идеально укладывается в сюжетную формулу - «поймай меня, если сможешь». Лучшие агенты вновь пытаются ликвидировать Борна, а он в меру своих сил и способностей (а они у него недюжинные) уходит от погони и мучительно ищет правду в закоулках своей памяти. Однако схематичность – это полбеды. Создается впечатление, что создатели картины не прикладывают ровным счетом никаких усилий для того, чтобы история увлекла зрителя.
Вообще «Превосходство Борна» напоминает смертельно больного пациента, которого безуспешно пытаются вернуть к жизни.
Фильм медленно угасает, начиная утомлять долгими телефонными переговорами, доскональным планированием спец.операций и вымученными переживаниями Борна. Дабы «вдохнуть» в него новую жизнь и не дать зрителю окончательно уснуть, в сюжет вкрапливаются экшн-сцены (погони, драки, стрельба). Однако драйва в них явно не хватает. Слишком уж избалован современный зритель масштабными блокбастерами, чтобы поражаться маханиями частей тела в духе «Антикиллера» и наслаждаться не самой увлекательной гонкой по улицам Москвы на морально устаревшей «Волге».
Картину могло бы спасти чувство юмора, однако, как говорится, не судьба. Пытаться сделать остросюжетное шпионское кино с непробиваемо серьезным лицом – занятие безнадежное.
// Настоящее кино