Это история о мальчике, сомневающемся в существовании Санта-Клауса. Попав на таинственный "Полярный экспресс", направляющийся к Северному Полюсу, он оставляет позади все свои сомнения. И пока Рождественская ночь опускается на спящий мир, пассажиры скоростного поезда мчатся на Северный Полюс, встречая на своем пути приключения и опасности, подстерегающие их в темных лесах, зловещих горах и ледяной тундре.
Несомненно, «Полярный экспресс» был задуман Томом Хэнксом и Робертом Земекисом, как грандиозный подарок. Некий предрождественский сюрприз детям и любителям «хлеба и зрелищ», а, как известно, дареному коню в зубы не смотрят. Отсмотрев же «Полярный экспресс» от начала и до конца, смело убеждаешься в том, что, экранизируя целых четыре года бестселлер культового писателя Криса Ван Алльсбурга («Джуманджи»), Земекис перестарался. Перестарался тотально, что нисколько не сделало чести его посредственному и банальному эксперименту.
Очень сложно оценивать кино, которое адресовано детям дошкольного возраста, но еще сложнее осознавать, что этим самым детям просто-напросто «пудрят мозги». «Полярный экспресс» в своем роде – фильм-упаковка, даже скорее одноразовая новогодняя мишура, нежели предпраздничная сказка. Земекис на этот раз преобразовал своих актёров в трёхмерную графику, при помощи того же приема, реализованного во «Властелине Колец» (Голлум). Долголетняя возня с анимацией принесла свои плоды, «Полярный экспресс» с первых кадров сшибает с ног, окуная в своеобразную рождественскую феерию. К сожалению, яркое визуальное пиршество, ошеломляющее масштабами и эффектностью, лишено всякой эмоциональности, что и является главным недостатком многообещающего сказочного путешествия. Как ни странно, но от визуальной перегруженности спустя какой-то промежуток времени, начинаешь уставать. Преждевременное восхищение и удивление сменяется равнодушием и скукой.
Земекис чрезмерно запихнул в себя в рамки ежегодной традиции создания одноразового кино, отстранив от себя более взрослую аудиторию. Удивительно наблюдать, как у создателя полумультипликационного шедевра «Кто подставил кролика Роджера» совершенно исчезло чувство самоиронии. Несмышленого зрителя усердно заставляют верить, акцентируя внимание не на праздничном настроении, а на утомительной морализаторской пропаганде. Громко начавшаяся, приторная история выбросила свой пафосный пыл на первых минутах, в итоге испортив до конца предпраздничное настроение мерзкими стереотипными героями, механически-неестественными персонажами и предсказуемым финалом, воспевающим гуманизм и правильность.
Все же на сей день, удивительно снимать сказки умеет только один человек. Тим Бертон – создатель «Большой рыбы», «Эдварда Руки-Ножницы», «Бэтмэна» и многих других, одновременно визуально совершенных и магически одушевленных картин. Здесь же, уместно вспомнить антипод «Полярного экспресса» - скромный, но гениально поставленный кукольно-пластилиновый шедевр «Кошмары перед рождеством» - картину увлекательную, по-настоящему семейную, и способную пробудить ребенка даже в самом цинично настроенном взрослом.
// Настоящее кино