1959 год. 16-летний Эдик пишет стихи, и это единственное, что может отвлечь его от мыслей о Светке – самой красивой девушке Харькова. Но Светка мечтает о красивой жизни: ей нужны только рестораны и чулки со стрелками, а Эдику это, естественно, не по карману. И поскольку ради любимой герой готов на все, он решается на преступление…
Скандальный, ожидаемый и от того заведомо спекулятивный, фильм «Русское» прославился задолго до выхода на экраны. Еще бы – первая экранизация смутьяна Лимонова не могла не вызвать закономерный интерес еще на стадии производства. Трудная судьба картины – смена формата (из телесериала в полнометражный фильм), остановка съемок (на долгих девять месяцев), одиозная личность самого писателя – все обязывало к формированию предвзятого отношения к ленте. Но, как гласит народная поговорка, не так страшен черт, как его малюют.
Вместо биопика (пускай и облеченного в художественную форму), на экране разворачивается добротная, но заурядная история, являющаяся не документальным свидетельством эпохи, а неким абстрактным историческим срезом, лишенным провокационного эпатажа. И не важно, что в основу ее легли невымышленные события – происходящее на экране воспринимается оторванным от реальности, а персонажи, при всей своей объемности – усредненными собирательными образами, не имеющими индивидуального окраса. Лишь Эдик, главный герой, остается не вызывающей сомнений проекцией автора, достигающей полной с ним идентичности.
И потому так важны слова, произносимые им во время молитвы, может нечаянно, может намеренно раскрывающие главные чаяния молодого Лимонова и, возможно, объясняющие, что именно толкнуло его на путь противления.