Кажется, дожили мы до тех времен, когда, говоря про качество кинофильма можно более не произносить фразу «для российского фильм сделан на высочайшем мировом уровне». Потому что Гамбит – это блокбастер без оговорок. Наш, исторический, приключенческий, с размахом, со сценами, в которых только знаток разглядит спецэффекты, да и то с трудом, осознавая, что так физически снять невозможно. Кино, наше, настоящее.Статью о создании фильма "Турецкий гамбит" и интервью с режиссером фильма Джаником Файзиевым читайте в журнале "НАСТОЯЩЕЕ КИНО" выпуск #5 (в продаже с 19 февраля)
Ощущение от просмотра можно сравнить, разве что, с детским восторгом от долгожданного подарка. Мундиры, наряды, пистолеты, лошади, погони, отрубленные головы привязанные к лошадям башибузуков, кровь, фонтанирующая из простреленных голов – полное реализма шоу, где последний герой – Фандорин-Бероев. Яркие, пускай и короткие роли собранного для участия в ленте сонма отечественных актеров в «Гамбите» смотрятся гармонично, что выгодно отличает ленту от прежних кинематографических потуг, вроде «Антикиллера», где в отведенные несколько секунд каждому персонажу предстояло произнести репризу, чтобы далее маячить на заднем плане, или же вовсе почить в бозе. Тут же, порой, шок наступает только от того, что появившийся в кадре персонаж в следующую минуту уже лежит простреленный или висит над рекой, но с жизнью его уже ничего не связывает.
Сюжет акунинского романа был изменен ровно настолько, чтобы придать ему недостающей сложному (коим он безусловно является) детективу динамики и духа приключений. Большинство сцен романа подошли бы и для обычной телепостановки времен зарождения телевизионных сериалов. Без батальных сцен, полетов на воздушном шаре и поездок над пропастью на двуколке, история шпионских игр была бы неполной.
Стремясь погрузить зрителя в события русско-турецкой войны, не особенно вдаваясь в детали самой кампании, Файзиев подмечает массу деталей, к которым нелегко придраться даже въедливым историкам. Солдаты его ходят босыми, поскольку надевали сапоги только на парад, а не в военные походы. В его интерпретации генерал Соболев (в нем угадывается фигура Скобелева) циничен и дерзок, что придает ленте дополнительных красок. В стремлении максимально приблизить происходящее на экране к тому, какой нынешний зритель привык воспринимать эти события и времена, с помощью современных технологий были воссозданы и Плевна, и Константинополь – все они сошли с полотен и гравюр художников того времени. Благо, эта война была запечатлена с чрезвычайной тщательностью. Чего стоит, хотя бы, почти в деталях перенесенная на экран картина «Побежденные. Панихида» Василия Верещагина. И таких картин много. Даже нет необходимости узнавать каждую – сам по себе «Турецкий гамбит» - масштабное, захватывающее дух полотно.
Впрочем, есть вещи, которые возможно поставить в укор этой ленте. К сожалению, возлагавшиеся на Ольгу Красько большие надежды не оправдались. Актерская работа, вполне удовлетворившая бы поклонников сериала «Бедная Настя» смотрится бледно. Возможно, это ощущение создается на фоне остальных ярких персонажей картины. Не нашлось упоминания в фильме и Василию Верещагину. В сюжете романа не обошлось без упоминания живописца и его брата, в фильме же оба остались за кадром.
Начавшийся со сцены, вводящей зрителя в события войны, фильм не объясняет причин и последствий этой военной кампании. В результате чего Анвар Эффреди (который скрывается под личиной одного из персонажей этой детективной истории) оказывается банальным шпионом. Влиятельным, изворотливым, хитрым, но совершенно беспринципным. Ради чего были эти убийства? Следуя какой цели, была эта жертва малым для победы в большом. Хотя, если следовать этой логике, эти жертвы малым, пускай и лишили картину определенных штрихов, но стали тем самым гамбитом, который позволит, в конечном итоге, выиграть партию.
// Настоящее кино