Конец XIX века. В курьерском поезде убит генерал-губернатор Храпов, и показания охраны указывают на то, что убийца – статский советник Эраст Петрович Фандорин, назначенный обеспечивать безопасность генерала во время его пребывания в Москве. Но, когда поезд прибывает в Москву, оказывается, что убийца был еще и самозванцем, а настоящий Фандорин ждал Храпова там. Эраст Петрович приступает к расследованию, к которому вскоре присоединяется специально приехавший из Петербурга вице-директор Департамента полиции князь Пожарский.
Город грехов
Не успели толком стихнуть отзвуки эха рекламной кампании «Турецкого гамбита», как на экраны выходит вторая полнометражная экранизация цикла Бориса Акунина «Приключения Эраста Фандорина». Объяснение спешки самое тривиальное – из памяти зрителя еще не стерся триумф «Гамбита» (а в том, что он состоится, аналитики Первого не сомневались), и по горячим следам успеха публика пойдет и на «Статского советника». То есть при тех же масштабах и (теоретически) той же отдаче, экономия на рекламном бюджете получается существенная.
Но при этом «Советнику» не избежать сравнений с едва сошедшим с экранов «Турецким гамбитом», а это-то и есть пресловутая палка о двух концах. Дело в том, что, не смотря на кажущееся сходство, ленты принадлежат к абсолютно разным весовым категориям. Там, где «Гамбит» бравирует авантюрно-приключенческим духом, «Советник» берет серьезным сценарием с куда более тонкой проработкой главной интриги. Если основным козырем Файзиева были передовые компьютерные технологии, порой перетягивавшие внимание на себя, то Янковский делает упор на драматическую глубину образов. Наконец, сериально-блокбастный актерский состав «Гамбита» не идет ни в какое сравнение с элитой отечественного кинематографа, собравшейся под знаменами «Статского советника». И успех или неудача картины зависит от того, чего именно ждет зритель от новой экранизации.