Последние дни Второй мировой войны. Высший офицерский состав Третьего рейха перебрался в личный бункер Гитлера. Генералы напиваются до полной отключки. Одни, потому что мечтают сбежать, а их не пускают, другие, чтобы набраться решимости и пустить себе пулю в лоб, когда их любимый фюрер умрет. Сам Гитлер все еще тешит себя иллюзиями, что ход войны можно переломить, и ждет наступления армий, которые давно уничтожены.
«Гибель империи»
О последних днях страшнейшей войны в истории человечества сняты десятки фильмов, но все они посвящены, в первую очередь, военным действиям: триумфальному шествию по Восточной Европе советских солдат, наступлению с Запада войск союзников, безуспешным попыткам немцев обороняться, собрав на защиту Берлина стариков и детей. То, что происходило в этот момент в штабе Третьего рейха, показывалось вскользь и, как правило, сводилось к стратегическим совещаниям.
Оливер Хиршбигель снял практически документальный фильм о двух неделях, остававшихся до подписания полной и безоговорочной капитуляции Германии, – какими они были для тех, кто заперся в бункере Гитлера, верхушки Рейха. В этом ему очень помогли воспоминания личной стенографистки Гитлера, чудом оставшейся в живых и умершей лишь в 2002 году. Благодаря ее свидетельствам, жизнь бункера показана Хиршбигелем очень живо, и сомнений в том, что так все и было, не вызывает.
Главное достоинство фильма – без сомнения, выдающаяся игра Бруно Ганца, хорошо знакомого любителям кино по роли ангела Дамиэля в «Небе над Берлином» Вима Вендерса. Если там он играет едва ли не воплощение божественной доброты, то здесь он предстает в образе поверженного монстра, фанатика, который даже перед лицом смерти говорит: «Единственное, о чем я не жалею, это о том, что очистил Германию от жидовской заразы». В том, как показаны он и его соратники, нет ни обличительства, ни, тем более, симпатии. Возможно, они и выглядят, как пауки в банке, но Хиршбигель просто наблюдает за ними через стекло. Это особенно показательно в самой страшной сцене фильма – когда жена Геббельса травит своих детей.
Лента интересна и как исторический документ, и как художественное произведение. Несмотря на длину (а ее хронометраж – 156 минут), смотрится она на одном дыхании.
// Настоящее кино