Новый российский фильм "Иван Дурак" предназначен для тех, кто не любит смотреть массовое кино. Массовый зритель не поймет режиссерских изысков.
Дурачиться в кино принято. Но все дурачатся по-разному - одни высмеивают чужие работы, другие смеются над собой. Эти вещи называются комедиями-пародиями. Так называемая комедия "Иван Дурак" представляет собой странный фильм для избранных. Режиссер утверждает, что у этой картины есть массовый зритель и рассказывает о десятилетних ребятишках, которые смотрят это кино по несколько раз. Возможно, детям это кино и предназначено, потому что не каждый взрослый человек поймет, для чего снимается такое кино.
В последние годы на российском рынке стали популярны так называемые "книги-дурки". Действие происходит в сказочном царстве-государстве, куда попадают современные герои и чинят там свой суд. Кто-то называет это новым течением, но все новое - основательно забытое старое. Отправлял героев в мифологическое прошлое еще Марк Твен. Сказочные миры, сосуществующие с современным миром или миром будущего - это одна из областей стиля фэнтези.
Но авторы "Ивана Дурака" пошли по другому направлению. У них дурачатся все в современном мире. Скорее, все люди в наше время - сумасшедшие. Может быть, не во всем мире, а в отдельно взятом городке Запредельном, но это уже детали.
Сюжет фильма странен до безобразия. Первые минуты фильма главный герой Иван разговаривает со своим внутренним голосом, спорит с ним и не соглашается подчиняться его указаниям. Судьба-злодейка подсовывает ему на пути женщину в белом, чем-то похожую на Лебедя - страшненькую такую и с амнезией. За этой девицей гоняется едва не каждый встречающийся на его пути мужчина. Кто-то принимает ее то за свою бывшую девушку, другой - за Душу России, которую нужно убить, чтобы она вознеслась на небеса и спаслась. А злобный доктор Страус местного Института Мозга использует ее для своих адских опытов, заставляет полюбить. Этакий Кащей-Бессмертный. В отместку за нелюбовь Страус отправляет Девушку на "Другую сторону", а потом и на "Дно", а Иван начинает ее искать.
В общем, сюжет вполне себе ничего, если бы не стали режиссеры извращаться и делать из фильма кибер-панк. Мне самому сложно понять, что есть кибер-панк в современном понимании. Раньше это был "Бегущий по лезвию", а теперь "Иван Дурак". Такое ощущение, что создатели картины решили кому-то что-то доказать, с кем-то поспорить. Если бы наша киноиндустрия производила не по 86 фильмов в год, из которых только 5-7 можно смотреть нормальному зрителю, а 180, в числе которых 86 - для масс, а не для критиков, такой ход можно было бы понять. Такие фильмы и на Западе снимают в большом количестве. Называется эта скромная индустрия - независимое кино. Это малобюджетные картины, в которой есть задумка режиссера, предназначенные для просмотра на фестивалях вроде "Ликов любви" и "Санденса". Было бы у нас массовое кино - появление таких фильмов было бы явлением нормальным и закономерным. Но у нас нет фильмов для зрителя - только для критиков. Вот и "Иван Дурак" в ту же степь. Критики находят в нем кинематографизм, а что это такое простому зрителю непонятно.
// Настоящее кино