Под публичной маской эксцентричного миллиардера Брюса Уэйна скрывается темный мститель, наводящий ужас на криминальное дно коррумпированного Готэма. Бэтмен – единственное существо, способное помешать зловещему замыслу мафиозного босса Фальконе, продажного доктора Крэйна и его таинственного покровителя, чьего появления Фальконе боится сильнее, чем гнева Человека-летучей мыши.
«Перезагрузка»
История Бэтмена в прочтении Кристофера Нолана вопреки заявленному в названии оказывается не началом, а полноценной перезагрузкой легенды. Объединив несовместимые противоположности, сценарий отталкивается от фильмов Бёртона и строится на абсолютном реализме комиксовой условности. В этой вселенной нет летающих суперменов и театрализованной балаганности «Бэтменов» Шумахера, благородный герой запросто может пасть жертвой полицейского расследования, но одновременно с этим, миллиардерам в вечерних костюмах ничего не стоит прокатиться на общественном транспорте, а театру распахнуть перед ними двери черного хода в заплеванный переулок.
Нолан нивелирует драматургию Бёртона, представляя Брюса Уэйна не мятущейся душой, а бескомпромиссным мстителем, линчевателем, определившим для себя границы дозволенного. Режиссер не окружает Бэтмена романтикой супергероики, предпочитая выставить напоказ кухню волшебства, где за каждый невероятный трюк приходится расплачиваться синяками и ссадинами, а за технической экипировкой стоит работа целого отдела фамильной корпорации. Примерно такую же эволюцию персонажа предполагал для Человека-паука Сэм Рэйми, но пока бухгалтера проекта сводили двухсотмиллионные балансы, Нолан претворил в жизнь мечту коллеги, осуществив внутренную революцию в жанре. Если отныне кинокомикс будет именно таким – останется только радоваться, что на смену «веселым картинкам» для попкорновых тинейджеров пришло серьезное кино. Во всяком случае, за будущее Бэтмена точно можно не беспокоиться – в нынешнем амплуа он отлично вписывается в антагонисты Кларку Кенту, а заявленный «Супермен против Бэтмена» уже не за горами.