Режиссер: Павел Лунгин
В ролях: Константин Хабенский, Сергей Гармаш, Леонид Каневский, Марина Голуб
Кажется, именно долговременное проживание Павла Лунгина во Франции отразилось на его видении жизни в России. Даже анекдот про леди на день, из пьесы Роберта Рискина, с переносом на отечественную почву стал каким-то очень родным и нетеатрально масштабным - вместо одной влюбленной в миллионера жительницы Нью-йоркских трущоб - четыре семьи в России, к которым в городок Голотвин по разным причинам приезжают родственники, которые и не родня им вовсе. А отсюда и анекдотичность ситуации сперва умножается, а после и возводится в степень.
В городок Голутвин из разных стран вдруг решили пожаловать туристы. Каждый из них достаточно обеспечен. Миллионер, разыскивающий пропавшую в детстве сестру, сын театральной дивы, отправляющийся в поисках истоков русской крови, а может быть просто в поисках приключений, немолодой предприниматель из Израиля, решивший предать прах матери на земле исторической родины, да разыскивающий деда молодой человек. У каждого есть свои причины приезхать Голутвин. И не знают они, что городка больше нет - разрушен он был до основания во время войны. А молодой аферист, организовавший их маленькое путешествие на историческую родину, всего лишь хочет немного заработать и занимается лакировкой действительности.
На это эта история и рассказана, как анекдот, чтобы не задавался зритель вопросом, отчего эти люди собрались в это курортное захолустье из разных концов света так вдруг и сразу. Цель у Лугина была иной - показать стремление вернуться к корням, найти родственую душу, пускай и где-то в далекой, забытой стране, по стечению обстоятельств так и не ставшей для них родиной. И потому его персонажи чуть карикатурны, чуть гротескны. Это "чуть" распространяется ровно настолько, чтобы от его отсутствия от реальности происходящего не стало грустно и страшно.
По большом счету, "Бедные родственики" - это кино про беженцев, как добровольных, какими стали евреи всех волн эмиграции, так и невольных, переселенных в связи с обстоятельствами. Но еврейский вопрос "Родствеников" не испортил, а напротив, добавил интернационального колорита, потому как русские, как и евреи, есть по всему миру, и это, наверное, единственные два народа, которые, наверняка, в любых осбтоятельствах найдут общий язык. Отголоски "Свадьбы" в картине слышны, ибо за гроши - один, двадцать или семьдесят долларов, ее герои готовы и могилу родственников позволить перекопать, и родного отца-фронтовика уговаривать на несколько дней поверить, что он предатель родины. Но таков уж перекос российского поднимания жизни. И через этот сдвиг душа человеческая обнажается и начинает выглядеть чистой, светлой. В любых обстоятельствах.
// Настоящее кино