Четыре ребенка попадают сквозь платяной шкаф в загадочную волшебную страну Нарнию, которую им предстоит освободить от владычества Белой Ведьмы. Сопровождать их в полном опасной путешествии будет мудрый Лев.Большие надежды
Еще каких-то пять лет назад перспектива появления на экранах дорогого качественного фэнтези казалась чем-то из области фантастики. Даже по самым скромным подсчетам, затраты полноценной постановки были соизмеримы с годовым бюджетом небольшого государства, а единственным человеком, способным на чудо, однако не проявлявшим к нему никакого интереса, считался Стивен Спилберг. Но в 2001 году все изменилось. Сначала истерия по Гарри Поттеру произвела на свет одноименный долгоиграющий киносериал, а потом Питер Джексон сделал невозможное и очаровал «Властелином Колец» весь мир.
Секрет успеха обоих сериалов был предельно прост и скрывался за высоким качеством трех основных составляющих – увлекательным сюжетом, дорогими спецэффектами и богатым визуальным рядом. Не удивительно, что едва экранное царствие «Властелина» подошло к концу, принеся своим создателям оскароско-миллионный урожай, на ставшее вакантным место главного фэнтези поспешили посягнуть сразу несколько студий. Самыми расторопными оказались диснеевцы, сделавшие ставку на прозу не менее популярного, чем Толкиен, Клайва Льюиса и его цикл «Хроники Нарнии».
Картина, заявленная преемником традиций «Властелина Колец», при шапочном знакомстве действительно сильно напоминала своего предшественника. Основным местом съемок была выбрана Новая Зеландия, спецэффектами занималась студия Weta, а бюджет ленты равнялся двум третям стоимости всей толкиеновской трилогии. Наконец, самым мощным козырем в колоде «Нарнии» оказалась дата премьеры, установленная в опасной близости к «Кинг Конгу» – Disney свято веровали в успех своей постановки и не желали прогибаться под обезьяньи капризы. Первый уик-энд принес фильму денег больше, чем предрекали даже видавшие виды аналитики бокс-офиса, второй отъел часть «Конговского» пирога, и к моменту выхода «Нарнии» в России, отечественный зритель был уже основательно подготовлен к Зрелищу.
Хроника разочарований
Но вот зрелища-то никому и не досталось. Вместо красочно-сказочного полотна на экране развернулось что-то блекло-невразумительное, цифровой бестиарий заставил взгрустнуть о безвозвратно ушедших временах «Бэйба», а самым ярким впечатлением от фильма стала покупка поп-корна в кинотеатральном баре. Скучное, вызывающее дремоту киночтиво нашло отклик только в самых юных сердцах – учащиеся начальных классов покидали кинотеатр с выражением немого восторга на лицах.
Как и на что были потрачены почти двести миллионов долларов при всей внешней невыразительности картинки, стало понятно лишь спустя тридцать минут после вступительных титров. Так уж повезло главным героям, что их союзниками в основной своей массе являются говорящие звери. И поскольку нанимать дрессировщиков нынче совсем не комильфо, Эндрю Адамсон решил спустить львиную долю бюджета на нарнийскую фауну. Все было бы ничего, если бы не крохотный нюанс – за эффекты отвечала студия Weta…
Еще не поняли? Лучших специалистов Weta Питер Джексон забрал на «Кинг Конга», а усилиями оставшихся бюджет был благополучно растрачен, из-за чего на шлифовку фонов и разработку грима прочих сказочных существ средств уже не хватило.
Собственно, последний момент особенно ярко бросался в глаза еще в выложенном в Сеть фрагменте финальной битвы: резиновые, совершенно неживые маски циклопов, гномы, состоявшие на службе у Белой Ведьмы, и прочие не поддающиеся описанию существа выглядели так, словно пришли на съемки из любительского театра: в старые – добрые 80-е фильм, в котором принадлежность к фэнтези исчерпывалась накладным носом и оранжевым тоном кожи, называли трэшем. Сегодня подобная самодеятельность собирает десятки миллионов долларов и именуется блокбастером. В наши-то времена о-о-о… Апофеозом творческой импотенции стал эпизод у Жертвенного Камня, где стыдливо дергающему камерой оператору, отчаянно старающемуся не задерживать внимание зрителя на отдельно взятом «монстре» дольше пяти секунд, так или иначе в кадр попадали представители темной стороны силы, чей внешний вид обнажал острую нехватку денег.
Положительным персонажам повезло несколько больше. Забавно цокающий копытцами фавн Тумус и семейство бобров на фоне прочих ужасов нашего городка заслуживают искренние аплодисменты. Аслан тоже почти идеален – по крайней мере, в той части моделирования, что касается динамики движения и работы мускулов. С мимикой дела обстоят похуже – только при сильной невзыскательности зрителя и абсолютном безразличии к потраченным на билет деньгам, можно благодушно согласиться с его реалистичностью. Да, честно говоря, мимика поросенка Бэйба, давно ставшего чьим-то праздничным ужином, и та казалась правдоподобнее!
Но самым ужасным решением Адамсона стала визуальная концепция фильма. Как режиссерский прием, противопоставление жухлой природы реального мира богатой флоре сказочного безусловно допустимо. Но если, увидев блеклость пригородных ландшафтов, вы ожидаете, что Нарния встретит вас искрящимся волшебством – вы сильно ошибаетесь. Там, где от спецэффектных недочетов привередливую публику можно было бы отвлечь природными красотами, нет ничего, кроме блекло-депрессивного ландшафта. Примерно такой же по эмоциональности пейзаж открывается за окнами автомобиля, мчащегося в феврале по МКАДу – невыразительно-белый снег, сливающийся с таким же бесцветным небом, жухлая трава, с силой продирающаяся сквозь грязноватый наст – вот вам и вся «Нарния»!
А теперь представьте, как роскошно смотрелся бы фильм, совмести Адамсон красоты ледяных торосов из документалки «Птицы 2» с великолепием предзакатных задников «Кинг Конга»… Если после всего прочитанного вы все еще собираетесь в кино, не забудьте поискать среди фамилий операторов в финальных титрах участников Триеровской «Догмы» – они просто обязаны было принимать в этом участие.
Без кайфа и в смятении
По хорошему, заключительной частью рецензии должны были бы стать несколько абзацев, подводящих черту под увиденным и резюмирующих впечатления. Открыв предложение недоумением относительно кассового успеха «Нарнии», мы еще раз предостерегли бы вас от похода в кинотеатр, непременно напомнив про более достойные альтернативы времяпровождения – «Конга», «Поттера», «Дозор». Наверняка не отказали бы себе в удовольствии отпустить шпильку в адрес Disney, предположив, что съемки идентичной по качеству картины в России обошлись бы студии в четыре раза дешевле, и посоветовали бы Эндрю Адамсону не валять дурака и возвращаться в анимацию.
Но всего этого не будет: отсутствие всякого послевкусия, даже самого горького, диктует нам оставить все как есть, оборвав текст на полуслове – в точном соответствии с духом «Хроник Нарнии», ставших самым большим разочарованием уходящего года.
// Настоящее кино