После прошлогоднего фильма Спилберга "Искусственный разум", который одни называют гениальным, а другие поносят на чем свет стоит, я, признаться, с недоверием шла в кинотеатр.
Умостившись в третьем ряду, я погрузилась в мир рекламы, которая незаметно перешла в фильм (там она, впрочем, и оставалась, предлагая, то "Лексус", то "Бвлгари").
С самого начала, и даже еще раньше - с заставки "20 век фокс", - Спилберг окунул нас во все оттенки серого и серо-голубого. В этих цветах мы видели убийства, которые никогда не совершатся, и даже кровь была цвета расплавленного свинца. От этого моя собственная кровь второй группы и вполне среднестатистического цвета понемногу застывала в жилах. Это происходило еще и потому, что мир, созданный Спилбергом, вполне реален. Реальна реклама, обращающаяся к тебе по имени, реален всеобщий контроль, реальны трущобы, где живут отбросы общества. И именно от параноидальной мысли, что тебе негде спрятаться, что тебя отыщут даже в крысиной норе, становится особенно страшно.
Режиссер посадил нас в шкуру главного героя и заставил почувствовать все то, что испытал на себе он. Разумеется, было и "deja vu": вспомнились и фильм "Беглец [от правосудия]" с Харисоном Фордом, и сцена на конвейере из "Звездных войн. Эпизод 2". Но это так, детали, не влияющие на общее впечатление. Выходя из кинотеатра, я все еще была там, все еще видела утопленницу и слышала крик Агаты "Ты это видишь?". И в этот момент я поняла, что в моих глазах Спилберг не только реабилитировался, но взошел на новый уровень. "Особое мнение" - это уже не "Инопланетянин" и даже не "Индиана Джонс". Это Кино, в котором присутствует Идея.