Новый фильм Клуни, номинирующийся на «Оскар» аж в шести категориях (включая «лучший фильм», «лучший актер», «лучший режиссер»), ставит перед зрителем проблему прав человека, обращаясь к идейному противостоянию выдающегося журналиста Марроу и сенатора Джозефа Маккарти, которое имело место в Америке 50-х годов. Недавно возникшее телевидение служит здесь полем битвы: в телеэфире транслируются точки зрения обоих героев, а методом борьбы выступает гласность. Журналистика полувековой давности, к которой обращается режиссер, оказывается благодатной почвой для рассмотрения проблем, волнующих общественность и сегодня.
Откровения опасного человека
Главный герой фильма – Эдвард Марроу (Дэвид Стрэтхерн), легендарный американский журналист, ведущий новостного шоу «Смотрите сами». Сухой, проницательный и бескомпромиссный, Марроу курит в кадре и время от времени выносит скупой приговор эпохе. Вся его команда, состоящая исключительно из «хороших парней», преклоняется перед ним, а дружественный продюсер Фрэндли, в исполнении самого Клуни, почитает за честь подносить зажигалку к сигарете мэтра. Противник Марроу, Джозеф Маккарти, представлен в фильме только документальной съемкой, но выглядит это так, словно создатели картины нарочно подбирали актера с внешностью антигероя. При этом нельзя не отметить, что, судя по отрывкам реальных речей Маккарти, которые включены в фильм, сенатор, независимо от своих моральных качеств, обладал большим ораторским даром. Приятно видеть, что на его фоне актер Стрэтхерн ничуть не проигрывает, так что речи Марроу в картине звучат с не меньшей убедительностью и силой.
«Доброй ночи и удачи» – черно-белый, честный и однозначный, как басня, фильм. На лице каждого из героев (что характерно, включая документальные кадры) красноречиво написана какая-нибудь одна черта характера, эмоция или идея. Умный и прямой Марроу, более компромиссный, но справедливый продюсер Фрэндли (Клуни), компания восторженных репортеров (Роберт Дауни-Младший, Том Маккарти, Тейт Донован и другие), раздавленный критикой Дон (Грант Хезлов) , хитрый и жестокий Маккарти, - каждый из героев как будто участвует в игре светотени, которую можно назвать основным художественным приемом этого фильма. За счет этого «Доброй ночи и удачи» постоянно балансирует на грани смешного, на грани примитивного, тем не менее оставаясь на своей волне, выдерживая стиль. Неизвестно, насколько сознательно, Клуни пошел здесь на максимальное упрощение, конкретизацию проблемы, и это дало положительный результат; форма и содержание фильма находятся в завидной гармонии.
Фильм рассказывает о журналистском разоблачении грязных, аморальных методов политической борьбы. И просто удивительно, насколько в этом смысле фильм «невинен». Никакой грязи и аморальности, как привык их понимать современный зритель, мы, к счастью, здесь не найдем. Марроу борется с непрозрачностью судебных процессов, когда от обвиняемого скрываются доказательства его вины, и одновременно – с равнодушием и неосведомленностью американского общества. Однако у этих проблем есть только силуэты – несколько документальных кадров, несколько сформулированных идей, но нет «плоти», которая превратила бы фильм в злободневную драму.
В заключительных кадрах фильма Марроу произносит монолог о роли телевидения. По его словам, TV не может являться лишь способом развлечения и ухода от реальности. Оно должно сообщать о важных, актуальных для общества проблемах, даже если само общество не хочет смотреть этим проблемам в глаза. Иначе, говорит Марроу, телевизор будет не более чем ящиком с чепухой. Скорее всего, эта идея распространяется и на кино, каким его видит Клуни-режиссер. Для фильма недостаточно развлекать зрителя, фильм должен быть идейным и ставить определенные вопросы, о которых зритель волен потом думать, либо забыть.
Однако со всей заявленной претензией на злободневность, «Доброй ночи и удачи» остается абсолютно оторванным от действительности. Это происходит не потому, что показанным событиям вышел срок и они утратили свою актуальность. Тут режиссер может быть и прав – подобные проблемы актуальности не теряют. Но дело в том, что Клуни снял фильм, который настолько относится к сфере искусства, что ему нет места в повседневности. И чем больше он стилизуется под эпоху, чем больше пытается сравнять художественные и документальные съемки, тем дальше отходит от историчности. Как ни парадоксально, в этом и заключается главная ценность творения Клуни. «Доброй ночи и удачи» - это настоящее, приносящее почти детское удовольствие кино-искусство. Так что обязательно посмотрите фильм, сэкономьте на мороженом!
// Настоящее кино