Режиссер Сержо Мачадо задался целью проводить зрителей вниз по лестнице – на дно города, на дно человеческих душ. Так появился фильм о любви. О любви чистой и обжигающей, предательской и честной, хрупкой и в то же время – неистребимой. Она водит трех героев, двоих друзей и их возлюбленную, по лабиринту страстей, по грязным кварталам Сальвадора. Герои то и дело оказываются в тупике, но они все же набредут на выход. Только до этого придется пройти такие испытания, о которых прежде они не могли даже догадываться.Вверх по лестнице, ведущей вниз
Однажды ночью Деко и Нандильо, закадычные друзья, промышляющие перевозом незаконных грузов, берут на борт своего катера «белокурую бестию» Карину. Она стриптизерша, которая согласилась переспать с обоими ребятами за то, чтобы ее доставили в Сальвадор. И друзья не подозревают о том, что сейчас они взяли с собой груз, тяжелее и опаснее всего, что им доводилось перевозить. Подарок судьбы окажется совсем не тем, чем представлялось вначале. Карина будет Мадонной, укачивающей на руках раненого Нанандильо. Она будет шлюхой, которой Деко с презрением даст пощечину. Она станет для них – всем, и сама поймет, что без них у нее нет больше жизни.
«Нижний город» был бы мелодрамой, если бы рассказывал о чувствах. Он был бы драмой, если бы говорил о страстях. Он был бы социальной драмой, если бы живописал язвы бразильского общества. Но благодаря таланту малоизвестного пока режиссера Серджо Мачадо, фильм вобрал в себя черты всех этих жанров, при этом оставаясь над ними. Что же позволяет «Нижнему городу» выдерживать собственную неповторимую интонацию, выходя ха рамки жанра? Прежде всего, психологизм – не искусственно созданный, не выдуманный режиссером как особый ход, а естественный, живой. Он возникает самопроизвольно из описания отношений между близкими людьми. Прямо по Станиславскому, он заставляет верить всему, что видишь на экране, от символики до сексуальных сцен.
Символы, которые использует режиссер, достаточно просты, однако их можно назвать не столько примитивными, сколько традиционными. Например, петушиный бой, зрителями которого друзья становятся в начале истории, наглядно будет разыгран ими самими в конце. Что характерно, как петухи выбраны для боя – белый и черный, так и главные герои – светлый Нанандильо (Вагнер Маура) и чернокожий Деко (Лазаро Рамос). Эта параллель настолько очевидна, что ее не приходится вылавливать из массы других завуалированных метафор. Но в то же время она выводит фильм за границы реализма, делает его отчасти поэмой. Хоть действие «Нижнего города» и разворачивается в трущобах, хоть его герои не слишком отягчены моральными ценностями, тем не менее фильм отличается лиричностью и принадлежит все-таки к «высокому искусству». Этот парадокс сложно объяснить иначе, чем пойманной режиссером достоверностью характеров и отношений, когда в грубости вдруг проявляется нежность, а в грязи – неожиданная чистота. Атмосферу искренности и противоречивых стремлений отлично поддерживает и саундтрек – музыка Карлиньоса Брауна.
Двадцатилетняя Элис Брага, играющая Карину, в интервью назвала секс – четвертым главным героем картины. Однако, стоит добавить, откровенность в фильме достигается не за счет него. Откровенны, на деле, очень многие сцены – и боксерский поединок Деко, и грабеж аптеки Нанандильо, и стриптиз Карины. Режиссер выбрал своим главным приемом честность, так что намеренно не пренебрегал натуралистичностью. Удивительно, что при этом в героях не осталось практически ничего низменного, животного. Серджо Мачадо не побоялся докопаться до самого нутра своих персонажей и, как бы в награду за смелость, обнаружил там что-то еще более живое и светлое, чем можно разглядеть на поверхности.
Хотя у истории, которая легла в основу фильма, нет хэппи-энда, «Нижний город» имеет так называемый открытый финал. Как раз в тот момент, когда кажется, что герои окончательно зашли в тупик, режиссер последними аккордами дарит зрителю незабываемое тонкое чувство – догадку, что любовь позволяет на самом деле проходить сквозь стены. И за эту выстраданную, со слезами добытую надежду – Серджо Мачадо низкий поклон.
// Настоящее кино