"Проклятый путь" относится к тому разряду картин, которые возвращают походу в кино его истинное понятие - поход в кинотеатр. На таких фильмах не принято поглощать ведрами воздушную кукурузу, шуршать пакетами и громко комментировать происходящее - здесь каждый звук в зале, как в опере или драматическом театре, мешает воспринимать действо, что происходит на сцене.
Точнее то, что происходит чуть выше ее, на большом экране. Словно актеры сейчас сойдут вниз и начнут свой спектакль здесь, внизу. Ты будешь ловить каждое их слово, внимать реплики, проникаться музыкой, которая, будто специально написана для того, чтобы войти в историю культуры и стать классикой - вечная музыка дождя.
Сэм Мендес знает, что делает - образование обязывает. Немногие из пришедших в кино режиссеров начинали практику в театре. Да и не так много постановщиков специально учились своему мастерству - многие делают то, что делают, интуитивно, часто нарушая правила и изобретая велосипед. Мендес из другого племени. Он снова рассказал "Красоту по-американски" - историю о столкновении поколений и переосмыслении ценностей, как для отцов, так и для детей. Родные то люди или нареченные, ставшие родней с течением времени.
Здесь все, как в театре. Актеры играют роли - большие или маленькие, а камера лишь помогает нам прочувствовать то, что и при обычных обстоятельствах просмотра спектакля, было бы воспринято вполне адекватно - профессионализм актеров поражает. Том Хэнкс, конечно, в этом году не будет претендовать на "Оскар", хотя, вероятно, и войдет в пятерку шорт-листа, но Полу Ньюману за его образ мэра города Золотая статуэтка обеспечена, в этом можно не сомневаться.
Отдельных слов здесь заслуживает игра Джуда Лоу. Чем больше он снимается в кино, тем парадоксальнее кажется его положение на звездном небосклоне. Он - потрясающий актер, способный моментально перевоплощаться из робота-жиголо ("Искусственный разум") в снайпера ("Враг у ворот"), из игрока опасной виртуальной игры ("Экзистенция") в избалованного dolce vita сына богатого бизнесмена ("Талантливый мистер Рипли") или фотографа мертвых тел ("Проклятый путь") - урода морального и физического. Его игра завораживает, его действия на экране вызывают отвращение и восторг одновременно. Редкое качество для молодого актера не становиться для публики лишь картинкой на экране. И тем более странно, что фильмы с его участием не могут заполнить до отказа кинозалы. Слишком серьезен он на экране. Слишком его роли претендуют на классику, а значит все, что он делает в кино, зритель будет без устали смотреть на протяжении многих лет. Это ли ни цель, что всем желанна?
Стоит заметить, что Голливуд в последнее время все чаще стал обращаться к экранизации комиксов. Причем, не только популярных серий вроде "Человека-паука", "Блэйда", "Людей Икс" и "Сорвиголовы". Буквально за последние два года зрителей кинотеатров порадовали звездными постановками взрослых комиксов: "Мир призраков", "Из ада". "Проклятый путь" из их числа. Тем интереснее наблюдать за происходящим, ибо каждая сцена здесь, словно, сошла с книжных страниц, каждый план достоин того, чтобы быть распечатанным на плакат и быть повешенным на сцену.
Одном словом, отправляйтесь в кино. Получите удовольствие и задумайтесь о том, как мы живем. О том, можно ли считать грех, совершенный по принуждению долга, грехом? И если он совершен во имя сохранения жизни собственного ребенка, будет ли он прощен Всевышним?
// Настоящее кино