Код для блогов

Полная цитата для сайтов и блогов:

Ссылка с анонсом для блога:

Ссылка для форума:

Постоянная ссылка:



Результат

Настоящее кино

Ад

Три сестры – Анна, Селин, Софи. Разные имена, разные характеры, разные судьбы. И общая тайна, переломившая сразу несколько жизней. Мы узнаем о ней лишь в финале картины, а до этого наблюдаем, как три женщины борются – каждая со своим кошмаром. Они поставили на любовь, и они проиграли. Но может быть, возвращение к прошлому, которое сестры усердно пытались забыть, сделает их свободными и даст шанс все начать заново.

«Ад, где твоя победа?»

Однажды Бхагавана Шри Раджниша спросили, верит ли он в то, что существует ад. На это учитель ответил: «Нет нужды верить: я знаю, что он есть. Вы в нем живете!» Подобный ответ дает и фильм Даниса Тановича. Смерть растворена в жизни, как яд в шампанском. И настоящий ад – пить ее день за днем, видеть в этом свою судьбу не уметь разорвать порочной связи. Однако ад – не столько идея, которую режиссер стремится донести до зрителя, сколько поэтический образ, и при том, образ с глубочайшими религиозными и культурными корнями. Путь зрительских ассоциаций на тему ада ведет от христианства к науке о душе, от Данте к Уильяму Блейку, от Босха к Гринуэю. Но, сколь бы широк ни был простор для сравнений, воспоминаний и грез, «Ад» Тановича не оказывается за бортом. Этот фильм вспоминает, грезит и сравнивает вместе со зрителем. Он живет собственной жизнью и практически не поддается разбору. А это первый признак того, что здесь нам приходится говорить о поэтическом шедевре.

В основе сюжета лежит драма одной расколовшейся семьи. Перед нами параллельно разворачиваются три истории, и у каждой – своя главная героиня. Старшая сестра, Софи (Эмманюэль Беар) – мать двоих ангело-подобных мальчиков и обманутая жена. Измены мужа становятся для нее пыткой. Средняя, Селин (Карин Виар), посвятила жизнь заботе о больной матери, однако сама превратилась в одинокую, издерганную и несчастную женщину. Младшую из сестер, Анну (Мари Жиллен), отличают энергия и эгоизм, готовность бороться за свое счастье. В битве за любовника она попробует потягаться с его семьей, но уж кого ей точно не удастся осилить, так это смерть, которая вмешается в этот конфликт со свойственной ей безапелляционностью. Итак, перед нами три войны и три поражения, а в результате немой вопрос – почему так?! «Ад» дает на это ответ, и не может быть иначе, ведь он принадлежит к эпохе, предшествующей постмодерну. Во времена Кеслевского, который оставил сценарий к «Аду», «Раю» и «Чистилищу» в наследство современным европейским режиссерам, фильмы не заканчивались банальным многоточием.

Первое, чего лишены героини «Ада» – это свободы. Они пойманы в калейдоскоп ситуаций, повторяющих некую исходную ситуацию, поэтому в их мире не может произойти ничего нового, спасительного. Ложь и смерть, омрачившие жизнь сестер в глубоком детстве, заставляют их постоянно сталкиваться все с той же ложью и смертью. «Ад» мог бы стать великолепным пособием по психологии, настолько уверенно и точно он описывает мытарства травмированных в детстве героинь. Однако психология здесь служит не объяснением происходящего, а как раз тем, что само должно получить объяснение. Обращаясь к мифологическому образу Медеи и философским размышлениям о судьбе и случайности, режиссер по-своему трактует ловушку, в которую попали сестры. Мы видим, что жизнь превращается в ад, когда она отравлена где-то в самом начале, за кадром, в забытом прошлом, в подсознании. И единственный способ вырваться из замкнутого круга страданий – вернуться туда, откуда берет начало грандиозный обман. Зритель не узнает, успешна ли была для сестер эта последняя попытка спастись. Однако важен сам факт того, что эта попытка состоялась.

Психологическое и философское осмысление ада в картине можно вменить в заслугу гениальным сценаристам – Кеслевскому и Песевичу. А вот его художественное выражение всецело лежало на Тановиче. Если задаться вопросом, что есть ад, исходя из фильма, мы получим несколько ответов. Ад – это война (уже после фильма «Ничья земля» Танович безусловно может быть назван «певцом войны»), ад - это ложь, бессилие и смерть. И наконец, ад – это бесконечные круги. Именно последнее определение больше всего характеризует фильм. Его героини постоянно находятся в кольце одних и тех же событий, образов, чувств. И словно иллюстрируя эту идею, камера показывает то птичье гнездо, то изгибы винтовой лестницы, то стол, за которым наконец собирается семья. Вот круг замкнулся, и колесико калейдоскопа снова поворачивается. Но каков будет следующий узор – каждый зритель узнает сам, уже покинув зал кинотеатра.

// Настоящее кино



Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.FilmZ.ru
Координатор проекта Themes.ru, главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр С. Голубчиков
программирование Александр Десятник, Юрий Римский :: хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.