Томик Шкринджар живет со своей семьей в одном из пригородов Загреба. Где-то снаружи бушует Вторая Мировая, но маленького Томика это едва касается: он играет с соседскими девчонками, рисует цветными карандашами и только наблюдает за жизнью взрослых, измотанных бесконечной нищетой. Потом Томик станет симпатичным юношей, игры сменятся на душевные переживания, а рисование превратится в профессию. И как струится зеленая река через родной поселок Томика, скрывая на дне опасные камни, так будет течь его жизнь и жизнь его родных. Под мелодичный шлягер: «Спи, моя милая, золотко мое»…
«Экранизация жизни»
Фильмов о жителях хорватской деревушки времен Второй Мировой либо нет вообще, либо им не удается переступить порог собственно хорватского киноискусства и до европейского зрителя они не доходят. Картина Хитрича «Спи, мое золотко» стала участницей основного конкурса ММКФ – так барьер был преодолен. Теперь у российских зрителей есть возможность прикоснуться к кусочку неизвестной им жизни, словно дотронуться до чужой руки…и может быть, почувствовать тепло.
Невен Хитрич говорит очень о многом. О том, что в военное время люди изматываются и им с трудом удается сохранять силы даже на добрую улыбку. О том, что среди женщин есть легкие, как колокольчик, а есть тяжелые, как колокол, и никакая война тут ничего не изменит. О том, что дети будут играть, а подростки – влюбляться, не зависимо от того, какой на дворе год. О том, что жизнь, которая течет непрерывно, делала свой виток и в те самые годы, в том самом месте, о которых так мало наслышаны российские зрители: в пригороде Загреба, в конце 40-х годов.
Хитрич снял фильм, пытаясь подражать самой жизни, которая и является главной темой картины. Он выбрал неспешный темп, череду смешных и грустных, удивительных и нелепых событий, которые придают судьбе каждого из героев – свое русло. Он выбрал актеров с лицами обычных людей, неимоверно далеких от голливудского лоска. Он выбрал саундтрек: хрипловатые шлягеры, звучавшие в середине прошлого века. Строчкой из одного такого шлягера он и назвал свою картину.
Приглядитесь – вдруг, вас тронет это грустная нежность, с которой Хитрич рассказывает о родных воспоминаниях.