На игре, На игре 2. Новый уровень. Спецпроект на Filmz.ru : Кочевник фильм Кочевник Рецензии
поиск
на filmz.ru | в закладки | wap.filmz.ru | rss-каналы
e-mail пароль
 
главная > Рецензии > фильм Кочевник

Кочевник

автор Мария Гросицкая | 08.09.2006

Сюжет: Исторический эпос о том, как раздробленное казахское государство объединяется под сильной рукой Мансура (Куно Беккер) и дает отпор своим давним врагам – джунгарам. Мудрец-кочевник Ораз (Джейсон Скотт Ли) в степи тренирует молодое войско, учит его стремиться к единству и не склонять головы перед вражескими дружинами. Мансур и Ерали (Джей Эрнандез) – лучшие ученики Ораза и все привыкли делить между собой. Их дружбе грозит суровое испытание, когда девушка Гуахар (Аянат Есмагамбетова), в которую влюблены оба героя, попадает в плен к джунгарам. Сумеют ли воины сохранить завет единства, преподанный им Оразом? Ведь от этого зависит не только жизнь Гуахар, но и судьба всего Казахстана.

«Степь да степь кругом»

Объединение казахского народа долго откладывалось. Ханы не могли друг с другом договориться, джунгары, пользуясь этим, разоряли земли, а мудрецу Оразу оставалось только грустно наблюдать за неудачами своих единоплеменников. Однако ситуация а корне изменилась, когда небо послало правителю сына Мансура. Ораз воспитал мальчика вдали от ханского двора, где ребенку грозила опасность, и сделал из него прекрасного воина. Мансур возмужал и вскоре оказался способен дать отпор джунгарам. Под его справедливой десницей и объединились казахские племена.

Окончание работы над «Кочевником» откладывалось почти так же долго, как объединение Казахстана. Ну, может быть, немногим меньше. Все началось с идеи, которую Рустаму Ибрагимбекову подал казахский лидер Назарбаев. Для экранизации одного из самых драматических эпизодов в истории казахского народа были приглашены два режиссера – Талгат Теменв и Иван Пассер (последнего выловили в Голливуде, применив дружеские связи с Милошом Форманом). Ибрагимбеков, славный сценариями к фильмам «Утомленные солнцем», «Восток-Запад» и «Сибирский цирюльник», написал сценарий и для этого готовящегося кино-шедевра. «Кочевник» должен был стать первым в своем роде фильмом, объединившем Казахстан, Россию и Америку в едином творческом порыве. Однако единый порыв подкачал. Иван Пассер отказался от съемок первой же зимой, когда на съемочной площадке, по выражению Ибрагимбекова, «выпал первый снег и пала первая лошадь». Гильдия американских режиссеров начала грозить съемочной группе «Кочевника» судом. Работа над фильмом прервалась почти на год, в течение которого бюджет стремительно таял. Вот тут-то и появился «объединитель племен», под руководством которого фильм был все-таки доснят и сейчас готовиться к выходу во многих странах мира. Человеком, который спас ситуацию, оказался Сергей Бодров – третий в списке режиссеров «Кочевника».

Преодолев множество препятствий, «Кочевник» наконец вышел на российские экраны. Глазам зрителей открылась суровая экзотика казахских степей, на фоне которой разворачиваются баталии и не слишком выразительная любовная линия. Являя собой масштабный проект, рассчитанный на тиражирование по всему миру, включая США, «Кочевник» несет на себе печать всех тех неувязок, которые сопровождали фильм во время создания. Его главный недостаток – ярко выраженная условность, причем во всем, начиная от исторических фактов, кончая диалогами героев. Такое впечатление, что картина одета в прочную броню, состоящую из батальных сцен, громоздких декораций и пафосных монологов (все то, за счет чего фильм вроде должен пользоваться успехом у широкой публики). Однако под этой браней просматривается отсутствие четкого замысла, уверенной режиссерской позиции. И это не удивительно, потому что «Кочевник» с самого начала должен был стать явлением мирового масштаба, и только во вторую очередь – детищем какого-либо режиссера. Пассер, Теменев и Бодров, по мере необходимости перехватывая друг у друга бразды правления, довели создание картины до конца. Но едва ли хоть кто-то из них может сказать: это мой фильм; я сделал его таким, каким хотел.

«Кочевник» своим выходом на экраны призван решить две важные задачи: во-первых, привлечь всеобщее внимание героическому прошлому Казахстана, во-вторых, покорить Америку. В процессе просмотра довольно быстро становится понятно, что эти две задачи во многом противоречат друг другу. Постоянно ориентируясь на западного зрителя, создатели фильма пожертвовали исторической и культурной точностью. Воспевая Казахстан, они одновременно сделали из него безымянную экзотическую страну, в традиции которой зрителю нет нужды углубляться. Достаточно заметить, что ее мужчины ездят на лошадях и размахивают кривыми мечами, а женщины носят длинные серьги. Главные роли в фильме играют голливудские актеры, двое из которых – гавайцы (Марк Дакаскас, Джейсон Скотт Ли). Это вызывает недоумение, однако только так картина может претендовать на какой-то успех в Штатах. Не смотря на все реверансы в сторону Америки, там фильм пойдет на казахском языке, с английскими субтитрами. Идея смелая и достойная уважения, вот только возникает вопрос: почему такого счастья лишены русские зрители? В общем, «Кочевник» рождает не один, а целую тучу вопросов, но ответ на все один: это первый фильм в своем роде, а значит он независимо ни от чего должен быть встречен ликованием. Во всяком случае в России, ведь это, трудами Бодрова, на треть отечественный фильм.

Для любителей исторических кино-эпосов «Кочевник» - еще один фильм в ряду «Трои», «Царства Небесного», «Последнего самурая» и других. Здесь есть и осада крепости, и нежданная подмога, и жестокий поединок двух друзей, и пушки против копий, да и много чего еще, что многие зрители знают уже наизусть. Минусом фильма подобное обилие цитат не назовешь – это просто богатая дань жанру, отданная в соответствии с широкими возможностями. В плане исторического экшена «Кочевник» ничего нового, пожалуй, не открывает. Фильм сработан по принципу перечисленных голливудских картин: шаблонный сценарий помещается в определенную страну и эпоху, приукрашается экзотическими пейзажами и костюмами, и – вперед. В данном случае экзотика – это Казахстан, который для российского зрителя также малоизвестен, как и для американского. Вполне возможно, что даже для тех зрителей, у которых батальные сцены не вызывают щенячьего восторга, это достаточная причина пойти на фильм. Вас ожидают пыльные степи, разгоряченные всадники, мудрецы, шаманы и женщины с черными косичками. Словом, все то, что и может скрываться за многообещающим названием – «Кочевник».


в блог | подписаться на rss 

читать также: все новости о фильме Кочевник

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.FilmZ.ru
Координатор проекта Themes.ru, главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр С. Голубчиков
программирование Александр Десятник, Юрий Римский :: хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.