Обри, узнающая о госпитализации Карен (Сара Мишель Геллар) отправляется в Токио навестить сестру. Но на месте оказывается, что та попала в какую-то полумистическую историю, проходит по делу о гибели бойфренда и без конца твердит о преследующих ее призраках. Обри слабо верит в эти россказни, но решает самостоятельно разобраться в произошедшем, пренебрегая просьбой сестры держаться подальше от проклятого дома.«Охотники за привидениями»
Наверное, нет на всем белом свете режиссера, более однозначного, чем Такаси Симидзу. Даже от Уве Болла можно ждать неожиданностей – градаций плохого кино существует великое множество. Но чтобы на протяжении шести лет раз за разом снимать одну и ту же ленту, регулярно выпуская ее в прокат – такого до Симидзу не делал никто. Свое первое «Проклятие» он снял для видео, в том же году отстрелявшись практически идентичным сиквелом. Затем – два «Проклятия», для японского проката: список изменений был почти пуст, а актеры-призраки исполнили свои роли в третий и четвертый разы. Не изменил ситуацию и американский римейк, упростивший хронологию и простившийся с парой сюжетных линий, но – все так же похожий на самый первый фильм. Ждал ли кто-нибудь в подобной ситуации откровений от «Проклятия 2»? Верил ли обещаниям Симидзу, что на этот раз все будет иначе? Вряд ли. И тем сильнее оказался эффект неожиданности.
Стивен Саско, дебютировавший в драматургии «Проклятием» №1, в отличие от режиссера-японца имеет точное представление о том, в какую сторону должно развиваться действие. И вместо того, чтобы паразитировать на находках первой части, снова рассказывая ту же историю в новых лицах, он действительно позволил сценарию эволюционировать, выйти за пределы ограниченного мирка франшизы. В интерпретации Саско проклятье изменило саму свою природу, превратившись из фольклорной сказки о черном-черном доме, в эпидемию, стремительно поражающую мир. При этом сценарист умудрился сохранить мифологию квайдана, нашпиговать картину цитатами-ссылками на Хидео Наката, и использовать в рассказе линию призраков-студенток, потерявшуюся в процессе американизации двумя годами ранее. Вышло динамично и интересно, но …почти не страшно.
Азиатские ужастики тем и ценны, что за кажущимся минимализмом кроется сильнейший удар по психологии зрителя – примитивные приемы с депрессивным индустриальным пейзажем, блеклым освещением, какофоническим саундтреком и иррациональностью происходящего воздействуют на природу страха гораздо эффективнее супернавороченных Годзилл. Придай рассказу стройность классического произведения, и дымка мистического улетучится, обнажив дешевизну постановки и подчеркнув логические дыры в каркасе. Воображению просто не достанется крючочков, за которые можно зацепиться и ассоциировать себя с героями. Это и произошло с «Проклятием 2» – картина превратилась в типовой американский хоррор, вроде как призванный напугать публику, а на самом деле всего лишь развлекающий. Не поймите превратно: ленту интересно смотреть и оставляемое ею послевкусие не напоминает кислую клюкву, но из участника событий, кричащего героине «Не ходи туда, там опасность!», ты превращаешься в стороннего наблюдателя, обсуждающего креативность экранных смертей.
И с этой точки зрения сиквел римейка здорово проигрывает оригиналу. Если прежде для выброса в кровь адреналина было достаточно покашливания за спиной, а игра теней в углу комнаты заставляла сердце уходить в пятки, то теперь атмосфера улетучивается вместе с включающимся в зале светом, а понравившиеся сцены из фильма не задерживаются в памяти дольше двадцати минут.
// Настоящее кино