Будучи министром, Винсент сидит, запершись в своем кабинете, покуривает сигары, пьет вино и отмахивается от длинноногой любовницы. На стенах висят портреты свиней, а в клетке тихонько трещит тукан, подаренный Винсенту вождем дружественного племени. За окном слышны звуки демонстраций. Очень скоро Винсенту придется расстаться с должностью министра и остаться в одиночестве – без женщины, без денег и без крыши над головой. Тут-то и придет час заняться заботой а садах. О садах души, которые порядком заросли сорняками, пока Винсент просиживал министерское кресло.
«Дежурный по октябрю»
Отар Иоселиани, грузинский мэтр, с начала 80-х работающий во Франции, выпустил новую картину. Она легко становится в один ряд с предыдущими творениями Иоселиани: воспевает прекрасное безделье, полупрозрачные тона и саму жизнь в ее непредсказуемом движении. А чем она выделяется – так это осенним настроением разочарованности, которое в фильмах этого режиссера всегда витало, но в последней картине стало особенно ощутимо. «Мы тоже растем, как деревья, у нас тоже опадают листья, и все мы, в сущности, сад» - говорит Иоселиани. Самих садов в фильме на удивление мало. Гораздо больше – города (как водится, некоего безымянного города с отчетливыми парижскими очертаниями), по улицам и закоулкам которого бродит бывший министр. Однажды оказавшись под сенью аллей, Винсент встречает Арно (в исполнении самого мэтра), который объясняет: «Я сажаю деревья. Понимаешь, не рублю, а сажаю». Винсент понимает в самом финале. И тоже начинает сажать деревья. А что еще делать в этом бестолковом, безнадежном и все-таки удивительном мире?
Когда Винсента изгоняют из министерства, а заодно из роскошного особняка, ему приходится возвращаться в свое прежнее жилище. Но тут герой обнаруживает, что его квартиру, вместе с прабабушкиными портретами и прадедушкиной библиотекой, оккупировало наглое чернокожее племя. Протолкнувшись через толпу галдящих пришельцев, Винсент в конце концов скрывается за потайной дверью и оказывается в пыльной комнате, заваленной бутылками вина, книгами и картинами. Подобная комната есть почти в каждом фильме Иоселиани (взять хоть комнату священника из «Охоты на бабочек» или кабинет с игрушечной железной дорогой из «Истины в вине»). Все начинается с такой комнаты, где особенная атмосфера фильмов Отара Иоселиани пребывает в концентрированном виде. А дальше будут улицы, старинные особняки и сады… Будут ролики и лошади, кораблики и мотоциклы. Будут обаятельные проходимцы, и вольные художники, и бывшие жены, и матери семейств… И разумеется, будет много вина. Потому что вино в кинематографической вселенной Иоселиани делает людей счастливыми и свободными.
Конечно же, фильмы Иоселиани – это карнавал, от первого до последнего кадра. Бабульки гарпуном ловят к обеду рыбу, министры катаются на роликовых коньках, посреди гостиной восседает птица марабу, а по стенам развешены портреты свиней в рембрантовских тонах… За те годы, что зритель знаком с творчеством Иоселиани, все это уже перестало удивлять. Зато многих не перестало радовать. В «Садах осенью» режиссер по-прежнему искусно сочетает балаганный бедлам со священнодействием, а шутовскую пляску с танцем. Не чуждаясь грубости, Иоселиани остается утонченно-ироничным режиссером для избранных – для тех, что говорит с ним на одном языке. Но есть в «Садах осенью» и то, что способно порадовать простых смертных. То и дело встающий на голову Северин Бланше, Мишель Пиколли в роли экстравагантной и доброй матери Винсента, сам Отар Иоселиани, вечно рисующий – то на стенах бара, то на асфальте… А настроение фильма – смесь ностальгии и саркастической иронии – как нельзя больше подходит для уходящей осени.