На игре, На игре 2. Новый уровень. Спецпроект на Filmz.ru : Рецензия на фильм «Черная Книга» фильм Черная книга Рецензии
поиск
на filmz.ru | в закладки | wap.filmz.ru | rss-каналы
e-mail пароль
 
главная > Рецензии > фильм Черная книга

Рецензия на фильм «Черная Книга»

автор Мария Гросицкая | 05.01.2007

Сюжет: Она была брюнеткой, но перекрасила волосы в белый цвет. Она была певицей, теперь она учится не говорить лишнего. Ей было куда возвращаться, пока не расстреляли ее семью. Она доверяла людям, но ее предали. Ее зовут Рэйчел и она еврейка, оказавшаяся в Голландии времен Второй Мировой Войны. У нее всего две задачи: разоблачить предателя и сохранить свою любовь. Но на пути к своей цели Рэйчел окажется на прицеле и у фашистов, и у членов Сопротивления. Удастся ли ей выжить и найти место, где она почувствует себя в безопасности?

«Голливуд – Голландия – Голливуд»

Для своего нового фильма, снятого после шестилетнего перерыва на родине, в Нидерландах, Пауль Верхувен выбрал классический сюжет: сложную судьбу красивой женщины, которой в контексте фашистского режима приходится одновременно играть роль жертвы, шпионки и проститутки. В «Черной Книге» к вышеупомянутым характеристикам героини прибавляется ее еврейское происхождение, удваивающее опасность, которая грозит ей в случае провала. «Свет во тьме», «Шарлотта Грей», «Голова в облаках» уже заставляли зрителя покрываться холодным потом, сопереживая очаровательной шпионке. На этом фоне «Черная книга» выглядит довольно блекло. И хотя фильм основан на реальных событиях (свидетелем которых отчасти был и сам режиссер), живости ему это не прибавляет.

Начинается картина с того, что бойкая рыжая красотка приезжает в Израиль в рамках тура по Святой Земле и там, случайно заглянув в школьное окно, узнает в миловидной учительнице Рэйчел, свою подругу времен войны. На вопрос, как она здесь оказалась, подруга отвечает: «Это моя земля. Я здесь живу». Все дальнейшее в фильме – воспоминания героини о том, как тяжело ей пришлось в пору, когда у нее еще не было своей земли, а была только толпа врагов, караулившая ее за каждым углов в фашистской Голландии. Зритель узнает, как ее семью расстреляли при попытке переправиться на пароме за границу вместе с другими еврейскими семьями. Как чудом спасшаяся Рэйчел вошла в ряды Сопротивления и соблазнила фашистского капитана Людвига Мюнце. Как ее шпионская деятельность была разоблачена, товарищи убиты, а сама она оказалась под подозрением в предательстве. И как потом война, наконец, закончилась, а с ней – и беды героини. С оговоркой на то, что как раз последнее известно зрителю с самого начала.

Не только сюжетный прием с воспоминаниями, заранее обещающий хэппи-энд, лишает фильм Верхувена напряжения. Дело в том, что в каждом кадре чувствуется рука мастера развлекательного кино. В его фильмах героев не принято жалеть, ими принято любоваться. Верхувен дает такую возможность и в «Черной Книге», превращая Рэйчел в соблазнительную куртизанку, осветлившую волосы в целях конспирации. Но такая сцена одна, а как же остальные 140 минут фильма? Если не любовь, то, как известно, смерть. То и дело появляются фашистские солдаты и в упор расстреливают очередную группу героев (к концу остается только удивляться, как хоть кто-то дожил до финала). Похоже, Верхувен стремился снять сцены убийств без того голливудского лоска, которые делали его предыдущие картины культовыми. Снять без лоска удалось, но это привело лишь к тому, что драма стала сильно смахивать на боевик. Героев убивают каждый раз до того, как зритель успеет хорошенько запомнить их в лицо, не говоря уж о том, чтобы узнать их характеры. Естественно, в таком случае смерть выглядит уже не трагедией, а всего лишь законом жанра. Довольно циничный подход для картины о преследовании евреев.

Разумеется, «Черная Книга» не перечеркнет культовый статус режиссера, подарившего зрителям «Шоу-гелз», «Вспомнить все» и «Основной инстинкт». Более того, фанатичные поклонники Верхувена, считающие «Звездный десант» философским шедевром, вполне могут назвать «Черную Книгу» Откровением XXI века. Ну а те, кто к таким ярым поклонникам не относятся, поймут для себя следующее: в европейском кино Верхувену, пожалуй, не место. И огромный для Голландии бюджет в 16 миллионов евро здесь ничего не меняет. «Черная Книга» получилась слишком легковесной, чтобы называться драмой. Но и в разряд развлекательного кино она, со своей проблемой антисемитизма, тоже не вписывается. Зато новая картина Верхувена вписалась в список потенциальных номинантов на премию «Оскар». Голливудский мастер голландского происхождения снял кино на родине и возвращается в Голливуд с трофеем. Только вот ценность этого трофея представляется несколько преувеличенной.


в блог | подписаться на rss 

читать также: все новости о фильме Черная книга

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.FilmZ.ru
Координатор проекта Themes.ru, главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр С. Голубчиков
программирование Александр Десятник, Юрий Римский :: хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.