Несмотря на то, что зрители на тест-просмотрах дают подписку о неразглашении, некоторые сведения просачиваются в сеть. Если вы завсегдатай западных киносайтов, то наверняка знаете, что частенько там появляются рецензии с тест-просмотров. Думаете, таким образом кино убивается? Отнюдь. Вполне закономерная практика – продюсеры, вкладывая деньги в производство той или иной картины, хотят быть уверенными в том, что фильм окупится в прокате.Во время Кинорынка, английская компания First Movies International проводила семинар о важности тестирования фильмов. Так вот, тестируется практически все. Начиная от первого монтажа фильма с еще недоделанными спецэффектами до трейлеров и постеров. Стоимость каждого просмотра по данным The Hollywood Reporter составляет от 10 до 20 тысяч долларов. Студии считают, что это лучшие деньги, вложенные в фильм.
Итак, что же можно выяснить, протестировав черновой монтаж?
• Тестовый просмотр после завершения съемок делает возможным сравнение задумки режиссера с восприятием фильма аудиторией.
• Ответная реакция целевой аудитории используется на последних этапах монтажа.
• Проводится узкоспециализированное исследование с целью выявления областей, требующих доработки (акцент на структуре повествования; начале, финале; музыке; ходе развития событий; аспектах, непонятных аудитории и т.д.).
• Акцент делается на качественных результатах – через открытые вопросы в анкетах и обсуждение на фокус-группах.
Приводились довольно занятные графики. Судя по всему, в пример приводился фильм Энтони Мингеллы Breaking & Entering, вышедший в России сразу на DVD. Если во время первого просмотра, наибольший интерес у зрителей вызвали сцены в машине с участием Джуда Лоу и Веры Фармиги, играющей проститутку, то во время показа второй версии, эти сцены уступили место погоням за ворами по лондонским крышам и улицам. Вообще зрительский интерес – штука непредсказуемая. Судя по некоторым графикам, в боевиках зрителям меньше всего важен сюжет, но вот сцены погонь и драк должны быть сняты на ура. Если снимается продолжение нашумевшей картины, то важнее всего оставить тех же актеров на главных ролях. Экранизируете книгу – будьте любезны придерживаться сюжета оригинала.
Exit polls – опросы зрителей возле кинотеатров после просмотра картины, ничем уже не помогут самому фильму, но могут сказать прокатчику, какие ошибки были допущены при рекламировании фильма. На случай, если студия надумает снимать похожую картину, благодаря результатам exit polls, она сможет как повторить понравившиеся зрителям моменты, так и избежать промахов.
В России кино тестируется относительно недавно, как минимум два года. Известно, что обе части «Дозоров» Тимура Бекмамбетова подвергались тест-просмотрам с фокус-группами. Картина этого же режиссера «Ирония судьбы: продолжение» тоже была показана зрителям. По рассказам продюсера фильма Анатолия Максимова, было принято решение доснять пятнадцать минут фильма. Так что зрители вскоре будут как-никак решать судьбы современных российских картин.
Впрочем, не все отечественные студии желают приобщаться к западной методе, считая тест-просмотры вмешательством в творческую деятельность. Некоторые наши режиссеры сравнивают свои фильмы с шедеврами живописи. Разве можно отрезать ухо Моне Лизе? Вот и мою картину не трогайте.
На Западе тоже бывают исключения. Ни один фильм Стивена Спилберга не показывается на стадии монтажа простым людям. Спилберг предпочитает показывать свои творения своим друзьям и родственникам. Ни один фильм из трилогии «Люди Икс», ровно как и «Код Да Винчи» не проходили тест-просмотров по причине сверхсекретности проектов. Впрочем, это скорее исключения, подтверждающие правила. Студия Warner Independent Pictures потратила 750 000 долларов на дополнительные съемки картины Джона Каздана «В стране женщин» с бюджетом в $10.5 миллионов, и не жалеет – положительные отзывы фокус-групп увеличились. Почему же при этом фильм собрал в мировом прокате всего 12 миллионов долларов – загадка.
Прокатчики и продюсеры, конечно, могут ориентироваться на тест-просмотры, но при этом нельзя забывать интуицию. Результаты работы с фокус-группами – это, прежде всего, информация к размышлению. Запуская фильм в производство, продюсер должен четко представлять свою целевую аудиторию. Иначе, финансовому успеху не помогут никакие тест-просмотры.
// Настоящее кино