В среду исполнится ровно месяц с того момента, три тысячи сценаристов США выключили свои компьютеры и в последний раз взялись за карандаши, чтобы намалевать транспаранты. Тридцать дней несмазанные шестерни кинопроцесса воют от напряжения, а продюсеры седеют раньше времени, пытаясь найти компромисс. И не стоит кивать на слухи, что к Рождеству все разрешится — вот как обстоят дела на данный момент:
Дождавшись, когда профсоюзный контракт утратит свою силу, Гильдия сценаристов Америки (WGA) объявила бессрочный страйк. Камнем преткновения стали устаревшие цифры авторских выплат за повторные использования произведений на домашнем видео и в сети Интернет. По подписанному в 1988 году соглашению, с каждой проданной кассеты любой сценарист мог рассчитывать на сумму меньше десяти центов — Гильдия явно недооценила потенциал рынка. Сегодня, когда студии зарабатывают сотни миллионов на DVD-релизах и платном скачивании, WGA сочла некорректным течение денежного потока мимо ее карманов. 5 ноября сценаристы вышли на улицы.
Для американской экономики этот шаг оказался сильным ударом. Арнольд Шварценеггер лично пытался примирить бастующих: снижение кинопроизводственных оборотов в первую очередь пагубно сказалось на бюджете Калифорнии. Однако Союзу продюсеров кино и телевидения выдвинутые WGA требования показались чрезмерными. Первый раунд переговоров провалился, и студии начали пожинать забастовочные плоды — находившиеся в подготовительной стадии проекты стали на паузу, ведущие телесериалы вынужденно перенесли премьеры, а технический персонал ежедневных шоу оказался на улице: продюсеры не пожелали выплачивать гонорары за простой.
Второй этап переговоров прошел в минувший понедельник, после которого СМИ распространили слухи о достигнутой договоренности со ссылкой на надежный источник. Цитировать не станем, но смысл сообщений заключался в том, что Гильдия и Союз нашли общий язык и вернутся к своим прямым обязанностям в декабре. Но, как выяснилось за выходные, кто-то выдавал желаемое за действительное. Союз (AMPTP) предложил WGA то, что в документах называется «Новым Экономическим Партнерством» — в дополнение к получаемым Гильдией $1,3 млрд. в год продюсеры расщедрились еще на $130 млн. И хотя официальное письмо AMTPT заканчивалось позитивным «Гильдия попросила дополнительное время на рассмотрения нашего предложения», сами драматурги расценили подачку иначе.
Язвительная нота президентов WGA расставила точки над i: мало того, что НЭП явился по своей сути тем же, на чем стороны расстались в начале ноября, так продюсеры и не думают уступать. За потоковый просмотр телепродукта часовой продолжительности AMPTP согласился выплачивать $250 в год (в то время как за телевизионные повторы выплачивается до $20 тыс.), а потоковый просмотр кинопроектов был охарактеризован «рекламным», что никаких процентов сценаристам не предусматривает. То же самое коснулось и скачиваемого контента — хотя пользователь платит за него деньги, продюсеры объявили его «ознакомительным».
WGA и AMPTP вновь окажутся за столом переговоров во вторник, а мы с замиранием сердца ждем, чем же все закончится. Прошлая забастовка, прошедшая в 1988 году, длилась пять с половиной месяцев, временами заставляя продюсеров самостоятельно писать сценарии для своих сериалов. В этот раз шаткое положение Союза усложняется еще и тем, что к лету взять в руки транспаранты обещают актеры и режиссеры. То-то будет веселья!
// Настоящее кино