Код для блогов

Полная цитата для сайтов и блогов:

Ссылка с анонсом для блога:

Ссылка для форума:

Постоянная ссылка:



Результат

Настоящее кино

Они его породили…

Итоги кинопрокатного года-2008 вслеляют чуть больше оптимизма на скорый выход из кризиса в индустрии. В прокат вышло 79 картин отечественного производства. Совокупный заявленный бюджет выходивших в прокат лент составил 221,5 миллион долларов, а сборы российских картин в прокате достигли отметки 213,2. Это уже лучше, чем было годом раньше, но только на первый взгляд. Кто же вытягивал на себе отрасль, а кто тянул ее обратно в финансовую бездну? Попробуем разобраться.

За весь год мы ни разу не заговорили в наших новостях о кризисе, который нанес удар по Российскому кино. И правда, а о чем было писать? О том, что прекращено производство полусотни кинолент? Среди них не нашлось достойных упоминания — они с тем же успехом могли выйти в другое время или вообще не выходить. Тех же картин, которые имеют прокатный потенциал секвестрование бюджетов никак не коснулось: а Герман по-прежнему работает над «Историей арканарской резни», а Михалков возделывает ниву патриотического кино с «Утомленными солнцем 2 и 3». Писать о том, что заморожено производство мультипликационной ленты «Лягушачий рай» от продюсера «Кода апокалипсиса» Сергея Баженова? Поверьте, от этого лучше будет только «Лягушачьему раю» — когда созреют, тогда и доделают. А господин Баженов не останется без прибыли, он развивает модное направление инновационных технологий, щедро финансируемое из федерального бюджета. Замороженный футбольный 3D-мульт «Сапсан» тоже вовремя сошел с дистанции. Мы уже видели один «первый российский». Теперь торопиться некуда. Очевидные ошибки первопроходцев увидели все и нужные люди с должным упорством их исправляют. Разве что печальна безвременная кончина проекта «Боги зеленой планеты», но и на нее, со временем, найдется свой реаниматор. Как только у Тимура Бекмамбетова дотянутся до него руки, проект задышит новой жизнью, как неожиданно воспрянул другой кинопроект, в производство которого, по слухам, вложился «Базелевс» (со временем расскажем об этом, как только это официально объявят).

Так вот о кризисе. По сравнению с годом 2007, когда сумма затраченных на производство кинолент в России в три раза превысила сборы от этих лент в кинотеатрах, прошедший 2008 год оказался куда успешнее. До лета не проходило и месяца, чтобы бокс-оффис не взрывался от успехов очередного самопального блокбастера, да так взрывался, что по итогам года сборы с проката отечественных кинолент почти догнали вложенные в их производство деньги! Еще бы немного, еще бы совсем чуть-чуть, и кинобизнес в родных палестинах превратился бы в киноиндустрию. Да вот незадача, очень вовремя грянул кризис. Да, именно вовремя! Как раз в тот момент, когда инвесторы стали решать, куда надо вложить деньги так, чтобы получить от них прибыль, а не чтобы помочь друзьям или показать движение средств на счетах. Теперь будут считать каждую копеечку. Теперь люди, которые настолько высоко стали ценить свои таланты, что задирали планки гонораров до высот, сравнимых только с их гонором, будут, если решат оставаться в профессии, трезвее оценивать свою значимость в родном кинематографе. О них, героях прошлого года, которые своими именами собирали полные залы, и теми продюсерами, которые немного не рассчитали и растратили на производство своих полотен немалые средства, а их творения с трудом отбивали в прокате печать копий для их демонстрации в кинозалах, и поведают нижеследующие слова и цифры.

Начнем с героев, продюсеров, чьи фильмы собрали наибольшие средства в прокате и на этапе проката себя окупили. (Здесь и далее мы подразумеваем, что фильм собрал в прокате сумму, сопоставимую с бюджетом. Хотя кинотеатры забирают себе до 50% кассовых сборов, сам факт выхода ленты в кинопрокат поднимает стоимость приобретения прав на нее для показа по телевидению и выпуск ленты на цифровых носителях (DVD, Blu-ray, online-rent). Кроме того, мы не учитываем размещение в картине product placement товаров и услуг, частично покрывающее затраты на кинопроизводство). Таких фильмов в 2008 году было 16, из них еще на этапе кинопроката окупили свое производство 6 картин (их сборы превысили заявленный бюджет в два раза) .

Таблица 1. Лидеры проката
№ п/п* название фильма к-во залов бюджет, млн.$ сборы, млн.$ продюсеры
1 ИРОНИЯ СУДЬБЫ. ПРОДОЛЖЕНИЕ 914 5,00 49 911 500 Константин Эрнст, Анатолий Максимов
2 АДМИРАЛЪ 1107 20,00 33 602 600 Анатолий Максимов, Джаник Файзиев
3 САМЫЙ ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ 702 2,20 27 587 500 Артак Гаспарян
4 ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК 522 2,00 9 740 500 Сергей Сельянов
5 ГИТЛЕР КАПУТ! 685 3,00 9 712 600 Сергей Ливнев
6 МЫ ИЗ БУДУЩЕГО 472 5,00 8 228 500 Сергей Шумаков
7 ВСЕ МОГУТ КОРОЛИ 368 3,50 7 452 500 Александр Черняев
8 СТРИТРЕЙСЕРЫ 528 5,50 6 011 000 Рубен Дишдишян
9 ДЕНЬ РАДИО 407 2,00 5 731 700 Леонид Барац, Сергей Петрейков, Ростислав Хаит, Александр Цекало, Михаил Козырев
10 ПЛАТОН 464 3,20 5 000 000 Геворг Нерсисян, Армен Манасарян, Артур Гуацаев

Несомненным главным героем 2008 года стал Константин Хабенский. Картины с его участием в главной роли собрали в уходящем году 85,7 миллиона долларов, причем две из них вошли в пятерку самых кассовых лент года (тут не учитывается анимационная лента «Мадагаскар 2», в русской версии озвучения которой Константин принимал непосредственное участие). Что же касается продюсеров, то успешнее других вложил деньги в дело Артак Гаспарян. Ему удалось, затратив на производство «Самого лучшего фильма» 2,2 миллиона долларов, собрать с ним в прокате сумму в двенадцать (!) раз большую!

Таблица 2. Самые доходные картины (до безубыточности)
№ п/п* название фильма к-во залов гл. роль сборы, млн.$ сборы/бюджет продюсеры
3 САМЫЙ ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ 702 Гарик Харламов 27 587 500 12,54 Артак Гаспарян
1 Ирония судьбы. Продолжение 914 Константин Хабенский 49 911 500 9,98 Константин Эрнст, Анатолий Максимов
4 ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК 522 9 740 500 4,87 Сергей Сельянов
5 ГИТЛЕР КАПУТ! 685 Павел Деревянко 9 712 600 3,24 Сергей Ливнев
9 ДЕНЬ РАДИО 407 Михаил Козырев 5 731 700 2,87 Леонид Барац, Сергей Петрейков, Ростислав Хаит, Александр Цекало, Михаил Козырев
7 ВСЕ МОГУТ КОРОЛИ 368 Гоша Куценко 7 452 500 2,13 Александр Черняев
10 ИНДИГО 361 Иван Янковский 4 675 500 1,87 Ренат Давлетьяров
2 АДМИРАЛЪ 1107 Константин Хабенский 33 602 600 1,68 Анатолий Максимов, Джаник Файзиев
6 МЫ ИЗ БУДУЩЕГО 472 Данила Козловский 8 228 500 1,65 Сергей Шумаков
14 ПЛАТОН 464 Павел Воля 5 000 000 1,56 Геворг Нерсисян, Армен Манасарян, Артур Гуацаев
51 ЗЕЛЕНЫЙ ТЕАТР В ЗЕМФИРЕ 21 Земфира Рамазанова 152 000 1,52 Рената Литвинова
11 ПРИКЛЮЧЕНИЯ АЛЕНУШКИ И ЕРЕМЫ 459 3 954 600 1,24 Геворг Нерсисян
34 БАБКА ЕЖКА И ДРУГИЕ 141 718 500 1,20 Сергей Карпов
8 СТРИТРЕЙСЕРЫ 528 Алексей Чадов 6 011 000 1,09 Рубен Дишдишян
15 1814 279 Степан Балакшин 2 490 500 1,08 Сергей Мелькумов, Александр Роднянский
23 ИСЧЕЗНУВШАЯ ИМПЕРИЯ 284 Александр Ляпин 1 501 500 1,07 Карен Шахназаров

Таким образом суммарный бокс-оффис кинолент, которые в прокате собрали, не менее, чем заявленный на производство бюджет, составил 181,8 миллиона долларов. При совокупных затратах на их производство в 67,3 миллиона. Неплохо для 16 кинокартин. А как обстоят дела с остальными 63 лентами местной сборки, доковылявшими до нашего проката?

Довольно об успехах! Пора поговорить о тех, кому мы обязаны самыми низкими показателями по сборам. Кинолент, которых в отечественном прокате собрали менее 10% от затраченной на них в производстве сумме, насчитывается двадцать девять! На них затратили 65,1 миллион долларов, что сравнимо с лидерами проката. Но продюсеры распорядились ими так, что сборы лент в кинопрокате составили 2,77 миллиона долларов США. Разница с доходами безубыточников — 65,6 раз!

Среди лент, представленных в таблице, следующей ниже, набралось 11 картин, которые в прокате не смогли даже окупить печать копий (если считать стоимость производства копии фильма для одного зала в 1500 долларов).

Таблица 3. Сборы составили менее 2% от бюджета фильма
№ п/п* название фильма бюджет сборы/бюджет, % убыток
78 БЕГУЩАЯ ПО ВОЛНАМ 3 000 000 0,12% 2 996 500
79 ОДИННАДЦАТЬ ПИСЕМ К БОГУ 700 000 0,36% 697 500
77 БАКСЫ 1 500 000 0,40% 1 494 000
76 РИОРИТА 1 800 000 0,42% 1 792 500
66 ХОЛОДНОЕ СОЛНЦЕ 5 000 000 1,20% 4 940 000
75 ПАРИ 1 400 000 1,25% 1 382 500
72 ИГРА СЛОВ: ПЕРЕВОДЧИЦА ОЛИГАРХА 2 200 000 1,52% 2 166 500
74 ОДНАЖДЫ В ПРОВИНЦИИ 1 200 000 1,63% 1 180 500
59 ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ 5 000 000 1,97% 4 901 700

Но самое интересное мы оставили на закуску. Отнюдь не на все картины, вошедшие в список с печальной прокатной судьбой, были затрачены большие деньги. Куда любопытнее — это ленты, которые собрали в прокате суммы, несопоставимые со своими бюджетами. Продюсеры восьми фильмов в минувшем году затратили на производство суммы, более чем на три миллиона долларов превышающие сборы лент прокате. Еще бы чуть-чуть и в этот список вошли еще три картины, топтавшиеся у отметки в три миллиона между сборами и затратами — псевдославянское фэнтези «Русичи» с участием Сергея «Тарзана» Глушко, биографическая драма «Георг» об актере Георге Отсе и постановка по мотивам произведений Александра Грина «Бегущая по волнам». В защиту последней можно лишь сказать, что на деньги, вписанные в бюджет картины, Валерием Пендраковским была полностью переоборудована Ялтинская киностудия. Но разве от этого легче?

Кроме того, в этом списке оказались две картины, созданные с привлечением отечественного капитала, как то: «Форсаж да Винчи» и «Ролли и Эльф». Первая снималась для международного рынка и в оригинале носила название «Охотники за сокровищами», но для проката картина его поменяла и была переозвучена в пародийной манере. Что касается анимационной ленты, то она была создана по мотивам скандинавских сказок на базе отечественной киностудии для международного проката и основательно переработана для нашего зрителя. Однако, поскольку позиционировались они как отечественные ленты, то и место им в списке отведено наравне со всеми.

Таблица 4. Самые убыточные фильмы 2008 года
№ п/п* название фильма сборы
/бюджет, %
убыток продюсеры
16 НОВАЯ ЗЕМЛЯ 19% -9780000 Антон Мельник
31 ФОРСАЖ ДА ВИНЧИ 9% -9150000 Александр Невский
27 Р0ЛЛИ И ЭЛЬф: НЕВЕРОЯТНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ 13% -6789500 Владимир Таубкин, Марко Рор, Андрей Сикоев
66 ХОЛОДНОЕ СОЛНЦЕ 1% -4940000 Алексей Голодницкий, Александр Литвинов
59 ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ 2% -4901700 Юлий Малакянц
21 НЕПОБЕДИМЫЙ 27% -4139100 Дмитрий Добужинский
26 ДЕНЬ Д 21% -3959700 Михаил Пореченков
39 ТОТ, КТО ГАСИТ СВЕТ 12% -3074000 Сергей Мелькумов, Дмитрий Месхиев, Сергей Шумаков, Наталия Горина

Так с чем мы подошли к кризису? Начало 2008 года хотя и радовало владельцев кинотеатров хорошими сборами, у публики быстро привило иммунитет к понятию «отечественный блокбастер», что не замедлило сказаться на сборах — чем дальше отстоял выход картины от «Самого лучшего фильма» и «Мы из будущего», тем хуже были его дела в прокате. Перелом наступил осенью с выходом на экраны провокационного «Гитлер капут!». Похоже, после лета зрители приняли новые правила игры с российским кино, которое стало больше ориентироваться на отечественный менталитет, чем на голливудские кальки. Видимо по причине похожести на Голливуд, провалились и триллер «Тот, кто гасит свет», и хоррор «С.С.Д.», и боевик «Непобедимый» и детектив «Домовой». В этом же кроется и причина неуспеха боевика «День Д», продюсеры которого совершили маркетинговую ошибку, апеллируя к русскости и патриотизму, в то время, как сотворили калькированную версию «Коммандо». Обыграй они в ленте героя Пореченкова, как возвращение «Агента национальной безопасности», и касса была в кармане! Однако в свете наметившегося «самобытного» тренда успехи в прокате молодежной мелодрамы «Платон» и лирической мистерии «Тариф «Новогодний» надо признать весьма скромными.

Начало кинотеатрального года 2009 ознаменовалось очередными блокбастерами, по сложившейся традиции представляющие лирический («Стиляги») и фантастический («Обитаемый остров») жанры, к которым примешалась лента для семейного просмотра («Любовь-морковь 2»). Январь будет жарким, а там и до лета родных блокбастеров хватит. А потом наступит осень. Тогда цыплят и будем считать.

* данные о бюджетах и сборах публикуются по данным журнала «Кинобизнес сегодня»
** Принято считать, что кинопрокатный год начинается с 1 декабря предыдущего и заканчивается 30 ноября текущего года. Таким образом, ленты, прокат которых начинается в декабре, записывается в прокатные отчеты следующего года.

// Настоящее кино



Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.FilmZ.ru
Координатор проекта Themes.ru, главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр С. Голубчиков
программирование Александр Десятник, Юрий Римский :: хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.