Помните, как студия Fox выступила с опровержением опубликованного в не ошибающемся TIME трехсотмиллионного бюджета «Аватара»? «Что вы, что вы, это опечатка, фильм стоил $200 млн.» Сегодняшний номер New York Times оперирует другой суммой — по данным издания лента стоила студии $500 млн.Разумеется, сумасшедшая цифра означает кумулятивный бюджет, включающий в себя расходы не только на производство, но и на маркетинг.
И хотя в голове у каждого, мало-мальски знакомого с голливудской арифметикой, уже включился калькулятор, рассчитывающий необходимые для выхода в нулевой баланс кассовые сборы, риски 20th Century Fox невелики — даже если картина провалится в прокате (в чем студия сомневается, держа в уме результаты «Титаника»), ее издержки будут незначительны: мейджор минимизировал свои затраты за счет помощи сторонних инвесторов и компаний-союзников. Что, конечно, скажется во время распределения прибыли.
На какой денежной отметке Fox и ее партнеры начнут получать профит? Если домашний прокат принесет $250 млн., сумму, за последний год достигнутую всего пятью картинами (включая «Стар Трек» и «Мальчишник в Вегасе»), производители продолжат свое существование исключительно за счет кредитов. Хотя собравший по миру $1,8 млрд. «Титаник», ставший главным корпоративным событием для News Corporation (на тот момент — трети существовавшего конгломерата Руперта Мердока), позволил корпорации заработать $3 млрд. за счет продажи долей в кинопроизводстве.
Сейчас риск значительно ниже. В «Титаник», стоивший в пересчете на современные доллары где-то $300 млн., Fox вложила порядка половины производственного бюджета, финансовые же тяготы «Аватара» — сама картина обошлась в $230 млн. — большей частью лежат на плечах независимых инвесторов: компании Dune Entertainment и Ingenious Media покрыли порядка 60% ее стоимости. Плюс, согласно близким к производству источникам, в обмен на превышение бюджета Джеймс Кэмерон согласился на отсрочку выплаты гонорара — он получит процент от сборов после того, как студия рассчитается со своими партнерами.
$14 млн. из производственного бюджета стоила разработка нового поколения камер, что также является долгосрочной инвестицией: компания, владеющая системой, рассчитывает вернуть свои вложения за счет продаж другим кинопроизводителям с помощью агентства CAA.
Самой большой инвестицией Fox могут оказаться $150 млн., вложенные в продвижение картины по всему миру — сумма, значительно сниженная благодаря падению цен на рекламном рынке и широкими внутренними возможностями. Например, новый трейлер фильма был показан в эфире предигрового шоу Fox ‘NFL Sunday’, а в англоязычном сегменте Интернета значительная часть ажиотажа создается на площадках принадлежащего корпорации MySpace. Но даже здесь студия заручилась поддержкой партнеров — IMAX провел всемирный «День “Аватара”» за символические деньги, а Panasonic (в обмен на экспертные услуги Кэмерона для своих 3D-систем) представляет собственную продукцию, связывая ее с фильмом. По оценке председателя северо-американского офиса японского гиганта Эйсукэ Цуюдзаки, участие Panasonic оценивается примерно в $25 млн.
Наконец, на руку студии играет динамичное развитие кинотеатрального бизнеса. Владельцы кинотеатров прогнозируют, что «Аватар» выйдет на 2500 трехмерных площадках и оккупирует почти все обычные кинотеатры в праздничный сезон, что усиливает возможность хорошего старта — цены билетов на 3D-показы могут превысить стоимость обыкновенного билета на 30%. Тем не менее, студия остается в зоне риска. Реакция на двухмерный трейлер была неважной, а отзывы на 3D-превью вызвали сомнения: действительно ли фильм Кэмерона в новой технологии навсегда изменит кинематограф, как обещалось. Для подстраховки, Fox поддержит «Аватар» своим «секретным оружием»: через неделю после премьеры картины, в прокат выйдет «Элвин и бурундуки 2»: надежный сиквел семейной комедии, собравшей в мировом прокате $360 млн.
// Настоящее кино