Но в тот период Сельянов вынужденно занимался не только кинопроизводством. Он запустил в индустрии целых ряд механизмов, положивших начало становлению легальной системы кино- и видеопроката. Так, к примеру, его фильм «Операция “С Новым годом!”» 1996 года выпуска стал первым проектом, сумевшим отбить вложенные средства путем только видеопроката. СТВ выставила на аукцион тендер на тиражирование фильма, условием которого являлась печать не менее 100 тыс. кассет. Права достались компании «Круг», которая из-за повышенного покупательского спроса, в конце концов, была вынуждена увеличить тираж до 550 тыс. кассет. Впервые фильм СТВ окупился и принес некоторую прибыль. Финансовый успех «Операции “С Новым годом!”» позволил запустить на собственные средства следующий проект. Им стал фильм «Брат».
Поначалу в эту картину вообще мало кто верил. Когда фильм закончили, кинематографическая общественность приняла его без энтузиазма. Однако через месяц после выпуска в видеопрокат стало ясно: фильм оказался исключительным событием! «Брат» не просто окупился - для того времени у него было рекордное соотношение затрат и полученной прибыли!
Впрочем, убытков Сельянов не боялся. Он стремился их минимизировать. При этом он верил, что хорошая библиотека фильмов способна со временем принести немалую прибыль. Поэтому при запуске проектов Сельянов почти никогда не складывал цифры и не прикидывал расходы и доходы. Он утверждал, что решение о начале работы над проектом для него дело больше интуитивное, чем расчетливое. Сельянов готов был брать риски на себя. Более того, он почти никогда не вмешивался в работу режиссера. Продюсер считал, что состоявшихся профессионалов бессмысленно держать на коротком поводке. Совместная работа шла в процессе подготовки, а дальше все делал режиссер. Сельянов считал, что в большинстве случаев продюсер вообще не должен появляться на съемочной площадке. Правда, для дебютантов он делал обязательное исключение.
Начиная с 2000 года, студию преследовали несчастья. В разгар съемок фильма Алексея Балабанова «Река», его съемочная группа попала в автокатастрофу. Кинематографисты, постоянно сотрудничавшие с СТВ, получили тяжелые травмы, погибла исполнительница главной роли. И Балабанов съемки уже не возобновил. В сентябре 2002 года в Северной Осетии под лавиной погибла почти вся группа фильма «Связной», возглавляемая режиссером Сергеем Бодровым-мл. Страшная трагедия привела, в том числе, и к огромным финансовым убыткам СТВ. Однако, несмотря на все, студия выстояла.
Мемориал на месте гибели съемочной группы фильма «Связной»
Самый простой способ удержаться на плаву — загрузить компанию производством телевизионного продукта. Но СТВ намеренно не связывалась с сериалами. По мнению Сельянова, сериал — особый вид деятельности, и хорошим сериальным продюсером он не никогда не станет. Никакой школой для кино работа в сериалах быть не может. Режиссер, работающий в сериалах, ему не интересен. Тем не менее, Сельянов признавал, что готов запускать многосерийное кино, но только если им захотят заняться режиссеры уровня Балабанова или Рогожкина.
В 2003 году журнал «Эксперт» назвал Сельянова «единственным российским продюсером, чье имя стало показателем качества в сфере кинопроизводства». На сегодняшний день руководимая им компания остается одним из самых известных кинопроизводителей в России. СТВ заслуженно вошло в список 8 компаний-мейджоров, которым государство будет субсидировать затраты на производство. Одним из таких проектов для СТВ станет семейная сага «Дом», которую компания намерена снять совместно с кинокомпанией «Централ Партнершип».
Наше кино
Тем временем, в начале 2000-х с прокатом российского кино было совсем туго. Какое-то время Сельянову приходилось самостоятельно занимается работой с кинотеатрами. Однако сил компании хватало только на Москву и Санкт-Петербург. Общероссийский прокат фильмов отдавался партнерам — «Каропрокату», агентству «Интерсинема-Арт», компании «Кармен». К 2003 году рынок более или менее сформировался, и Сельянов решился на создание собственной кинопрокатной компании. Так появилось «Наше кино», которое стало прокатывать картины СТВ и некоторых других продюсерских кампаний. Объединение возникло благодаря успеху «Бумера», на примере которого стало ясно, что российский кинорынок способен на многое.
Кадр из фильма «Бумер»
В 2008 году «Наше кино» преобразовалось в более сильного игрока. Сельянов заключил стратегическое соглашение о партнерстве с продюсерами Валерием Тодоровским, Вадимом Горяиновым и Игорем Толстуновым. С этого года «Наше кино» стало их совместной компанией, которая должна была прокатывать фильмы, произведенные компаниями «Красная стрела» и «Профит».
Но дефицит экранов и необходимость за них бороться, по словам Сельянова, не оставляли возможности выстраивать грамотную стратегию продвижения фильма. То есть, в соответствии с общепринятой мировой практикой, у продюсера не было возможности начинать с небольшого количества копий и постепенно увеличивать их число, варьируя мощность и объемы рекламы. В том числе и поэтому Сельянов вступил в проект «Киносити». По большому счету, «Киносити» был частной инициативой его и Федора Бондарчука. Партнеры хотели самостоятельно строить кинотеатры в регионах России. В последствие проект нашел поддержку на самом верху, и правящая партия дала ему свое имя и статус национальной программы. В 2010 году к «Киносити» присоединился и Никита Михалков. Кстати, компания уже открыла первый кинотеатр в Новосибирске. На очереди еще несколько проектов.
Сергей Сельянов
Сельянову хочется пожелать удачи во всех его начинаниях. В данный момент он готовит к прокату комедию «Дочь якудзы», в производстве находится новый фильм Алексея Балабанова «Кочегар», а также заканчивается подготовительный период комедии Григория Константинопольского«Самка». Запуск каждого из этих проектов — дело рискованное и, в отношении прибыли от проката, почти бесперспективное. Но Сельянов не был бы самим собой, если бы не доверял своему чутью и интуиции. И, будем надеяться, они его не подведут и впредь!
Он — один из самых маститых и влиятельных продюсеров в российской киноиндустрии. С его помощью созданы более 50 художественных, анимационных и документальных фильмов, отмеченных на российских и международных кинофестивалях. Он не разменивается на сериалы, в его послужном списке только кино. Авторский кинематограф Балабанова, Бодрова-мл, Рогожкина он умудрился превратить в бизнес, приносящий хорошие деньги. Его имя — брэнд, гарантирующий зрителю умное и качественное кино. Он — Сергей Сельянов: патриарх отечественного независимого кинопроизводства, благодаря которому российское кино по-прежнему сохраняет свое неповторимое лицо.
Первый независимый
Те, кто знают Сергея Сельянова лично, часто шутят — отсчет его продюсерской биографии можно вести с 1969 года. Тогда 14-летний подросток организовал и «профинансировал» производство своего первого проекта — любительского фильма «Мистер Джон Ланкастер Пек». Шутки-шутками, но, похоже, кино прельщало Сельянова всегда. Ради него он был готов на многое. В середине семидесятых Сельянов поступил в Тульский политехнический институт, и то только потому, что там была любительская киностудия, которую тогда некому было возглавить. С 1975 по 1978 гг. институтская студия «Сад» стала для Сельянова первой настоящей производственной площадкой. А в 1980 году будущий продюсер принял участие в немыслимом деле: группа молодых энтузиастов самостоятельно, без поддержки и ведома Госкино, сняла полнометражный фильм «День ангела». Преодолевая трудности, картина производилась на свет в условиях полной идеологической и коммерческой независимости. «День ангела» — один из первых опытов независимого, а точнее, нелегального малобюджетного кино в Советском Союзе. Зритель увидел картину лишь в 1988 году.
СТВ: взлеты и падения
Спустя восемь лет после «Дня ангела» Сельянов решил организовать свою первую собственную студию. В то время он работал как режиссер, и компания была нужна ему для производства фильма «Духов день» (1990). Однако Сельянову предложили запустить этот проект на «Ленфильме», и появление студии было отложено. Правда, ненадолго. В самом начале девяностых, объединившись с Василием Григорьевым (тот самый создатель и продюсер программы «Куклы» на НТВ) и Алексеем Балабановым, Сергей Сельянов создал свою собственную фирму. Так родилась СТВ — одна из самых известных независимых кинокомпаний России.
Как и большинство киностудий того времени, СТВ был создан под конкретный проект, который, кстати, так и не был реализован. Для начала партнеры начали искать средства для запуска фильмов. Но если в 1990-1991 гг. спонсоры активно вкладывали деньги в кино, то к 1992 году финансовый рай закончился. У СТВ не было никаких финансовых рычагов и никакой финансовой поддержки от государства, ведь Госкино СССР уже не существовало, а Госкино России только появилось.
Первым полнометражным проектом киностудии стал фильм Сергея Сельянова «Время печали еще не пришло». На дворе стоял 1995 год, и денег на производства других фильмов опять же не было. Но время безденежья это еще и время творческой свободы — партнеры были свободны в выборе проектов для запуска. И эта творческая свобода и стала залогом будущего успеха. Риски окупились с лихвой. В период с 1995 по 1997 год СТВ выпустила целую обойму фильмов, каждый из которых стал заметным событием, а некоторые открыли новую точку отсчета в истории российского кино. Именно в этот период детище Сельянова стало продюсерской студией в классическом понимании этого слова.
Сергей Сельянов на съемках фильма «Время печали еще не пришло»
Но в тот период Сельянов вынужденно занимался не только кинопроизводством. Он запустил в индустрии целых ряд механизмов, положивших начало становлению легальной системы кино- и видеопроката. Так, к примеру, его фильм «Операция “С Новым годом!”» 1996 года выпуска стал первым проектом, сумевшим отбить вложенные средства путем только видеопроката. СТВ выставила на аукцион тендер на тиражирование фильма, условием которого являлась печать не менее 100 тыс. кассет. Права достались компании «Круг», которая из-за повышенного покупательского спроса, в конце концов, была вынуждена увеличить тираж до 550 тыс. кассет. Впервые фильм СТВ окупился и принес некоторую прибыль. Финансовый успех «Операции “С Новым годом!”» позволил запустить на собственные средства следующий проект. Им стал фильм «Брат».
Поначалу в эту картину вообще мало кто верил. Когда фильм закончили, кинематографическая общественность приняла его без энтузиазма. Однако через месяц после выпуска в видеопрокат стало ясно: фильм оказался исключительным событием! «Брат» не просто окупился - для того времени у него было рекордное соотношение затрат и полученной прибыли!
Впрочем, убытков Сельянов не боялся. Он стремился их минимизировать. При этом он верил, что хорошая библиотека фильмов способна со временем принести немалую прибыль. Поэтому при запуске проектов Сельянов почти никогда не складывал цифры и не прикидывал расходы и доходы. Он утверждал, что решение о начале работы над проектом для него дело больше интуитивное, чем расчетливое. Сельянов готов был брать риски на себя. Более того, он почти никогда не вмешивался в работу режиссера. Продюсер считал, что состоявшихся профессионалов бессмысленно держать на коротком поводке. Совместная работа шла в процессе подготовки, а дальше все делал режиссер. Сельянов считал, что в большинстве случаев продюсер вообще не должен появляться на съемочной площадке. Правда, для дебютантов он делал обязательное исключение.
Начиная с 2000 года, студию преследовали несчастья. В разгар съемок фильма Алексея Балабанова «Река», его съемочная группа попала в автокатастрофу. Кинематографисты, постоянно сотрудничавшие с СТВ, получили тяжелые травмы, погибла исполнительница главной роли. И Балабанов съемки уже не возобновил. В сентябре 2002 года в Северной Осетии под лавиной погибла почти вся группа фильма «Связной», возглавляемая режиссером Сергеем Бодровым-мл. Страшная трагедия привела, в том числе, и к огромным финансовым убыткам СТВ. Однако, несмотря на все, студия выстояла.
Мемориал на месте гибели съемочной группы фильма «Связной»
Самый простой способ удержаться на плаву — загрузить компанию производством телевизионного продукта. Но СТВ намеренно не связывалась с сериалами. По мнению Сельянова, сериал — особый вид деятельности, и хорошим сериальным продюсером он не никогда не станет. Никакой школой для кино работа в сериалах быть не может. Режиссер, работающий в сериалах, ему не интересен. Тем не менее, Сельянов признавал, что готов запускать многосерийное кино, но только если им захотят заняться режиссеры уровня Балабанова или Рогожкина.
В 2003 году журнал «Эксперт» назвал Сельянова «единственным российским продюсером, чье имя стало показателем качества в сфере кинопроизводства». На сегодняшний день руководимая им компания остается одним из самых известных кинопроизводителей в России. СТВ заслуженно вошло в список 8 компаний-мейджоров, которым государство будет субсидировать затраты на производство. Одним из таких проектов для СТВ станет семейная сага «Дом», которую компания намерена снять совместно с кинокомпанией «Централ Партнершип».
Наше кино
Тем временем, в начале 2000-х с прокатом российского кино было совсем туго. Какое-то время Сельянову приходилось самостоятельно занимается работой с кинотеатрами. Однако сил компании хватало только на Москву и Санкт-Петербург. Общероссийский прокат фильмов отдавался партнерам — «Каропрокату», агентству «Интерсинема-Арт», компании «Кармен». К 2003 году рынок более или менее сформировался, и Сельянов решился на создание собственной кинопрокатной компании. Так появилось «Наше кино», которое стало прокатывать картины СТВ и некоторых других продюсерских кампаний. Объединение возникло благодаря успеху «Бумера», на примере которого стало ясно, что российский кинорынок способен на многое.
Кадр из фильма «Бумер»
В 2008 году «Наше кино» преобразовалось в более сильного игрока. Сельянов заключил стратегическое соглашение о партнерстве с продюсерами Валерием Тодоровским, Вадимом Горяиновым и Игорем Толстуновым. С этого года «Наше кино» стало их совместной компанией, которая должна была прокатывать фильмы, произведенные компаниями «Красная стрела» и «Профит».
Но дефицит экранов и необходимость за них бороться, по словам Сельянова, не оставляли возможности выстраивать грамотную стратегию продвижения фильма. То есть, в соответствии с общепринятой мировой практикой, у продюсера не было возможности начинать с небольшого количества копий и постепенно увеличивать их число, варьируя мощность и объемы рекламы. В том числе и поэтому Сельянов вступил в проект «Киносити». По большому счету, «Киносити» был частной инициативой его и Федора Бондарчука. Партнеры хотели самостоятельно строить кинотеатры в регионах России. В последствие проект нашел поддержку на самом верху, и правящая партия дала ему свое имя и статус национальной программы. В 2010 году к «Киносити» присоединился и Никита Михалков. Кстати, компания уже открыла первый кинотеатр в Новосибирске. На очереди еще несколько проектов.
Сергей Сельянов
Сельянову хочется пожелать удачи во всех его начинаниях. В данный момент он готовит к прокату комедию «Дочь якудзы», в производстве находится новый фильм Алексея Балабанова «Кочегар», а также заканчивается подготовительный период комедии Григория Константинопольского«Самка». Запуск каждого из этих проектов — дело рискованное и, в отношении прибыли от проката, почти бесперспективное. Но Сельянов не был бы самим собой, если бы не доверял своему чутью и интуиции. И, будем надеяться, они его не подведут и впредь!