За свой премьерный уик-энд «Трон: Наследие» заработал $44,03 млн. Нуждающаяся в хите студия Disney объявила результат успехом, но так ли успешен он на самом деле?Когда весной прошлого года стоившие гораздо дешевле, не выходившие в 3D и наделенные более жестким рейтингом «Хранители» взяли на старте $55 млн., аналитики сходились во мнении: это довольно средний показатель. И даже при этом наработка на копию у фильма Зака Снайдера была выше наработки «Трона» — $15,3 тыс. против $12,8 тыс. Нет ничего случайного в том, что мы сравниваем именно эти ленты: обе адресованы преимущественно мужской аудитории, и обе имеют солидный гик-багаж, уходящий корнями в 80-е.
Точный бюджет «Трона» неизвестен. Первоначально в новостях фигурировала сумма в $200 млн., но теперь близкие к индустрии источники занижают ее до $170 млн. При таком порядке цифр $30 млн. — разница не самая существенная, но тут куда любопытнее было бы узнать маркетинговые затраты Disney.
Начиная с достижения «Аватаром» миллиардной отметки студия прокачивала «Трон: Наследие» с отлично считывающимся месседжем: это — «“Аватар” 2010 года», применяя узнаваемые ходы: от «Ночи Трона» (противопоставление революционному «Дню Аватара») до проката в тот же самый уик-энд (в Северной Америке «Трон» стартовал 17.12, «Аватар» год назад открылся 18.12). Надо заметить, что стремление сравняться с блокбастером от Fox настолько велико, что дорожащая семейными ценностями студия едва ли не впервые — на нашей памяти, во всяком случае — пошла наперекор собственным принципам и запустила кросс-промо «Трона» с журналом Playboy. И если продвижение «Аватара» стоило $223 млн., не будет ошибкой предположить, что маркетинг нового «Трон» обошелся не меньше $150 млн.
Но если за На’Ви стояла фигура Джеймса Кэмерона со всеми премиями и долларами «Титаника», терминаторской славой и десятилетним перерывом в вещании, то «Трону» с наследием повезло куда меньше.
Главной проблемой, как ни странно, оказался оригинальный фильм Стивена Лисбергера 1982 года — лента, чья основная слава пришлась на видеорелиз и застряла в 80-х. Когда вдохновленная фэн-базой «Трона» Disney устроила специальный показ картины в одном из «Диснейлендов» на большом экране, результат студию, мягко говоря, обескуражил. Взрослые поклонники в голос смеялись над архаичными спецэффектами, смотревшимися откровенно нелепо, а приведенные ими родные дети элементарно скучали. Вывод напрашивался сам собой: «Трон» был хорош лишь к месту и ко времени, но не прошел испытания усовершенствовавшимися технологиями. Ведь совсем не случайно под премьеру «Наследия» Disney не стала перевыпускать исходный фильм на домашнем видео (а это классическая практика) или, хотя бы, допечатывать кончившийся тираж юбилейного DVD-издания.
Получается парадоксальная ситуация. Притом, что «Трон: Наследие» — прямой сиквел, сюжетно завязанный на перипетиях оригинала, студия тактично забыла про первый фильм и предлагает «Наследие» самостоятельной постановкой.
Так много или мало взял «Трон» в дебютный уик-энд? Учитывая, что основная фэнбаза вселенной Лисбергера сосредоточена в США — с этой территории и весь спрос. В кассовых сборах всегда показательна динамика между пятницей и субботой-воскресеньем: в первый день на сеансы идут фанаты, в два вторых — обычная публика и главная целевая аудитория империи Disney: подростки. Но в субботу «Трон» обвалился относительно пятницы на 14,1%, а в воскресенье относительно субботы — на 23,6%. По этому показателю провести параллели с «Хранителями» не получится из-за рейтинговой разницы, а вот у «Аватара» падения составили 4,6% и 3,1% соответственно. Выводы делайте сами.
// Настоящее кино