Новый год — время чудес. Жаль только, что не для всех. Вот новое российское кино «Елки», кажется, было рождено под счастливой звездой. У него есть и кассовый успех, и рекорды, и признания. А стартовавшим неделей позже фильмам «Трон: Наследие» и «Знакомство с Факерами 2» не досталось ни того, ни другого, ни третьего.Казалось бы, два потенциально сильных релиза, о которых говорили весь год, у которых было много рекламы и появлялись бесконечные информационные поводы. Но и «Трон» (около 166 млн. рублей за уик-энд), и «Знакомство» (почти 124 млн. рублей на старте) выступают слабее, чем от них ожидали. Первый, который зрителям старательно подавался как новый «Аватар», так и вовсе стартовал хуже «Хроник Нарнии» и «Рапунцели». С продолжением «Факеров» дела обстоят чуть получше — настолько завышенных ожиданий по нему не было. Картина стартовала на 900 экранах, каждый из них в среднем принес по 136 тыс. Это был бы хороший результат, но только не для комедии с таким актерским составом!
В чем причины невыдающихся стартов? Скорее всего, их три:
— общая целевая аудитория. Оба проекта рассчитаны на молодежь до 30 лет. Релизы просто напросто начали отбирать публику друг у друга. Зрители разделились: одни пошли на более зрелищный и дорогой «Трон» в 3D, другие на «Факеров»;
— людям не до фильмов. Это мы о погодных условиях. Кто бы что ни говорил, но иногда стихия вносит коррективы в наши планы. Все минувшие выходные самая платежеспособная часть страны (европейская) боролась то со снегопадами, то с ледяным дождем, то еще с чем-нибудь. Как говориться, в такой ситуации не до кино;
— подготовка к Новому году. Поход в кинотеатр потенциальные зрители могли просто отложить. Одним пока некогда, а другие копят силы и средства для долгих новогодних каникул. Вот и получается, что основные траты и заработки вышеназванных картин начнутся после отгремевших новогодних застолий. Или в перерывах между ними. В общем, как это всегда и бывает, вот уже на протяжении пяти лет.
«Трон» и «Факеры 2» свое, конечно, еще соберут. На следующих уже праздничных выходных касса обоих проектов резко пойдет вверх. Диснеевский релиз должен заработать на 6-10% больше того, что он собрал на этих выходных. Проценты прибавки у ленты Пола Вайса будут еще выше. За период с 30 декабря по 2 января в кассе «Трона» окажется еще около 137 млн. рублей, а Бену Стиллеру и Роберту Де Ниро удастся насобирать не менее 105 млн.
Финальный эстимейт каждого из релизов пока предсказать трудно, но мы попытаемся. Учитывая стартовые показатели и принимая во внимание первый «сарафан», можно предположить, что «Трон: Наследие» все-таки не сможет преодолеть планку сборов в миллиард рублей. До результатов «Шрэка навсегда» (1,5 млрд.) или «Алиса в Стране чудес» (1,2 млрд.) ему, конечно, будет не добраться. Скорее всего, цифры замрут на отметке 800 млн. В условиях такой конкуренции кино вряд ли способно на большее.
Сборы триквела «Факеров» окажутся скромнее. Они будут выше, чем у «Ночи в музее» (в 2006-2007 гг. проект Бена Стиллера собрал 337,5 млн.), но вряд ли превысят цифры прошлогоднего «Шерлока Холмса» (500,9 млн.). «Знакомство» сможет собрать около 400 млн. рублей, вряд ли больше.
Российский новогодний блокбастер «Елки», несмотря на весьма заметное 56% падение на втором уик-энде, продолжает радовать продюсеров своими кассовыми достижениями. Сегодня в копилке у ленты более 375 млн. рублей, и это еще до начала всеобщего новогоднего безумия. Судьбу «Иронии судьбы», заработавшей основные деньги во время долгих январских каникул, релиз уже не повторит. Но собрать еще 100 млн. на следующей неделе он способен. В результате общая касса «Елок», которые собираются работать в кинотеатрах до середины января, к концу проката составит около 550 млн. рублей. И, похоже, это кино займет место в тройке самых прибыльных российских картин за всю историю проката.
В этот четверг в борьбу за внимание и кошельки зрителей официально вступят семейные новогодние релизы «Щелкунчик и Крысиный король», «Три богатыря и Шамаханская царица» и «Медведь Йоги». Первые два уже неделю работают в режиме превью в избранных кинотеатрах. Правда, «Щелкунчик» решился стартовать в таком режиме только в 3D-версии, а задействованных на прошлой неделе копий «Трех Богатырей» и вовсе можно было пересчитать по пальцам.
С 30 декабря все фильмы развернуться в полную силу. Компания «Каро Премьер» применила все возможные способы убеждения кинотеатров для того, что бы их «Медведь Йоги» встал в расписание максимально широко. Не то чтобы у этой картины мало шансов заработать, но в длинном списке новогодних релизов непопулярный в нашей стране анимационный персонаж, претендующий на драгоценные цифровые сеансы, выглядит ненужным аутсайдером. К тому же ленты с говорящими животными в нашем прокате выступают весьма средне. Самым успешным подобным релизом стали «Кошки против собак: Месть Китти Галор», стартовавшие в 3D с наработкой в 96 тыс. рублей. «Медведь Йоги» из-за большого числа конкурентов на такие цифры рассчитывать не сможет. Скорее всего, на первых выходных его ожидают сборы в 38 млн. рублей и то только из-за большого числа копий. Общая касса этой картины к окончанию его проката не превысят 80 млн. рублей.
В Новый год российский зритель традиционно отдает предпочтение отечественному кино. По крайней мере, в длинную праздничную неделю. Поэтому ту сумму, которую «Медведь Йоги» соберет за весь прокат, «Щелкунчик и Крысиный король» без особого труда возьмет уже в первую неделю. Вряд ли у этого фильма Андрея Кончаловского будет положительный «сарафан», но отрицательные отзывы начнут массово работать только на излете праздников. Поначалу свое дело сделают массированная реклама и агрессивный пиар. Так что в первые выходные релиз сможет собрать не менее 110 млн. рублей. А общая касса этой киносказки к концу проката остановится в районе 360 млн. Кому-то покажется, что это слишком много, но, объективно говоря, пока никаких предпосылок к тому, что «Щелкунчик» провалится, нет.
«Три богатыря и Шамаханская царица» является достойным продолжателем традиций трех своих предшественников — мультфильмов про «Илью Муромца», «Добрыню Никитича» и «Алешу Поповича». Богатырская трилогия является единственной успешной российской мультипликационной франшизой (естественно, речь о полнометражном кино), которая до сих пор пользуется стабильным спросом у зрителей. Эти залихватские юморные мультфильмы, задорно фантазирующие на былинные темы, год от года с неизменным успехом и высокими рейтингами показываются на ТВ. Новая часть приключений полюбившихся героев может стать самой кассовой за всю историю серии. Если последний из выходивших в кинотеатры «Илья Муромец и Соловей Разбойник» заработал почти 238 млн. рублей, то «Шамаханская царица» может развить успех до 350 млн. Проблема лишь в том, что кинотеатры пока вынуждены ставить релиз на сеансы по остаточному принципу. Так что в первую неделю он вряд ли сможет собрать больше 88 млн. рублей. Зато потом, когда спрос на «Богатырей» значительно превысит «Щелкунчика», «Трон» или «Медведя Йоги», ситуация с сеансами должна поменяться.
В середине новогодних праздников в прокате стартуют еще три крупных картины: трехмерный «Путешествия Гулливера», «Время ведьм» и также звездный триллер «Турист». Подробно о них стоит поговорить в преддверии их выхода на экран, а пока лишь попробуем предположить какую сумму они способны собрать.
Прогноз на распределение мест участников новогодней битвы за все время проката (сборы в рублях):
// Настоящее кино