Членство в Eurimages здорово облегчит российско-европейское кинопроизводство и откроет новые возможности для совместной работы продюсеров
Тем же, кто снимает ленты на других языках, дорога на штатовский рынок почти закрыта, а окупить многомиллионный бюджет в рамках какой-нибудь одной страны не так-то просто. Поэтому продюсеры из разных стран объединяются, распределяют между собой бюджеты, участки производства, финансовые риски и права на прокат фильма на разных территориях. Например, картина может сниматься где-нибудь в Казахстане российской съемочной группой, оборудование будет специально арендовано в Германии, а монтаж и звук будут сделаны во Франции, и затем каждый из участников получит права на прокат фильма у себя дома и на продажу в какие-либо страны мира. Для стимулирования этого спасительного для европейского кинематографа процесса и был в конце восьмидесятых годов прошлого века создан фонд Eurimages, который за двадцать с небольшим лет своего существования распределил около 407 млн. евро ($565 млн.) на поддержку 1348 европейских совместных проектов.
Фонд, штаб-квартира которого находится в Страсбурге, поддерживает полнометражное игровое, документальное и анимационное кино, предназначенное для театрального проката. Главное условие получения поддержки заключается в том, что проект должен быть международной копродукцией между минимум двумя государствами, входящими в Eurimages, и иметь статус «европейского фильма». Страны, не участвующие в фонде, тоже имеют право участвовать в такой копродукции, но не более чем на 30% от общего бюджета ленты.
Основные условия Eurimages таковы:
На момент подачи заявки в фонд у проекта уже должна быть поддержка какого-либо другого фонда, контракт с прокатчиком или предпродажа на ТВ: Eurimages не имеет права быть первым источником финансирования проекта;
на момент подачи заявки каждый участвующий в проекте продюсер должен обеспечить не менее 50% финансирования;
осуществленные затраты на момент подачи не должны превышать 15% бюджета;
съемочный период не должен начаться раньше, чем состоится собрание правления фонда.
Eurimage выдает беспроцентный заем до 700 тысяч евро на фильм, возврат начинается с первого же евро прибыли каждого из продюсеров, участвующих в проекте.
Первые комментарии с российской стороны поступили из Фонда Кино: на копродукцию планируется выделять по $8 млн. ежегодно. Руководитель международного отдела Елена Романова сообщила Variety, что членство в Eurimages здорово облегчит российско-европейское кинопроизводство и откроет новые возможности для совместной работы продюсеров.
Итак, все это официальная информация, факты и цифры. В чем смысл? В том, что появился еще один полноценный, доступный источник финансирования, который открывает нам доступ к европейскому рынку и делает нашу киноиндустрию более привлекательной для зарубежных продюсеров. Кто воспользуется этим источником? Можно уверенно сказать, что первыми станут те наши компании, у которых уже есть опыт работы над международными проектами и какой-то вес на европейском рынке. Все они известны и входят в число официальных «лидеров кинопроизводства»: СТВ, «Централ Партнершип», «Тритэ», «ПРОФИТ», «Базелевс» и др. Включится в игру Александр Роднянский, который с самого начала объявил, что его новая компания AR Films нацелена на создание международных кинопроектов. RWS, Елена Яцура, Роман Борисевич (кинокомпания «Коктебель»), Артем Васильев (Phenomen Films)… Проще сказать, любой российский продюсер, серьезно занимающийся кино, будь оно зрительское или фестивальное, заинтересован в том, чтобы снизить риски, упростить поиск финансирования и обеспечить продажи за границу. Скорее всего, не останутся в стороне и телеканалы. Ну и автор статьи рассчитывает на возможность поработать с данным фондом при наличии подходящего проекта.
«Сибирский цирюльник»: пышная, но нерентабельная копродукция
Радоваться, с другой стороны, преждевременно: конечно же, отнюдь не любой российский фильм может быть вот так профинансирован с участием Eurimages. Прежде чем претендовать на европейские деньги, надо найти европейского партнера, который должен понимать, насколько ему интересен данный проект (то есть, насколько он будет интересен зрителям на его территории). Кроме того, далеко не всякая копродукция сможет претендовать на статус национального фильма (без этого статуса в России не освобождают от НДС), а только такая, в которой доля иностранного участия не превышает 50%. С другой стороны, ясно, что предложения будут приходить не только «отсюда туда», но и «оттуда сюда», и посмотреть на результаты такого сотрудничества тоже очень интересно.
Любопытно не столько то, как членство в Eurimages повлияет на производство (тут все очевидно), а то, как оно отразится на дистрибьюции и кинопоказе. Видимо, прокат лент, снятых с участием фонда, будет частично субсидироваться, и мы, наверное, сможем увидеть больше фестивальных картин. Может быть, именно теперь в мультиплексах, заинтересованных в обновлении оборудования, начнут появляться долгожданные залы артхаусного или хотя бы просто европейского кино?
Раньше, чем через пару лет результаты кинематографической интеграции России и Европы вряд ли проявятся, но то, что они будут положительными для всех — это точно.
Впрочем, есть один момент, который настораживает. Фонды и субсидии — это прекрасно, но зрительский спрос при этом становится, как бы, не так уж и важен. Продюсеры в таких условиях часто увлекаются зарабатыванием капитала не на рынке, а на формировании бюджетов — как это происходило в России еще недавно, когда важно было получить деньги из Минкульта, а прокатная судьба и зрительский успех картины оказывались делом второ- и даже третьестепенным. В Голливуде ничего похожего на Eurimages отродясь не было, и кинопроизводство держалось только на рыночных механизмах, что, с одной стороны, не мешает американским студиям ежегодно выпускать несколько подлинных шедевров наряду с чисто коммерческой продукцией, а с другой — занимать прочные лидерские позиции в мировом кинопрокате, в т.ч. и по всей Европе. Зрители сознательно платят свои деньги за самоокупаемое голливудское кино, в то время как кино европейское финансируется за счет их налогов и к рыночной привлекательности принципиально не стремится. Так что остается надеяться, что появившийся доступ к европейским финансам не испортит наш кинематограф, пока толком не научившийся балансировать между искусством и бизнесом, и не превратит его в нечто, совсем не нужное массовому зрителю.
Об авторе:
Владислав Пастернак — основатель киностудии HHG (Санкт-Петербург). Проходил обучение по специальности «художник-аниматор» киношколе «Кадр» при «Ленфильме», «медиадизайнер» в университете культуры и искусств. В Санкт-Петербургском университете кино и ТВ изучал профессию продюсера в мастерской Сергея Сельянова. На IV курсе стал стипендиатом Гильдии продюсеров РФ. Некоторое время работал в рекламном отделе киноцентра «Мираж Синема», проходил практику в кинопрокатной группе «Наше Кино», а первый опыт работы на съемочной площадке приобрел на телесериале «Улицы разбитых фонарей».
На этапе обучения работал кинообозревателем, телеоператором, менеджером по рекламе, в свободное время снимая любительские фильмы. В мае 2009 года по приглашению Министерства культуры представил свой полнометражный проект «Высокие чувства/Прекрасное далёко» на кинорынке Каннского фестиваля.
// <a href="http://www.filmz.ru/"> Настоящее кино</a> </blockquote>
На минувшей неделе было объявлено об одном очень важном и долгожданном для отечественного кинобизнеса событии: с 1 марта Россия стала полноправным членом Eurimages (по-французски читается «Юримаж») — фонда совместного кинопроизводства при Совете Европы. В течение короткого времени это членство может дать мощный толчок производству международных кинопроектов в нашей стране. Российские продюсеры смогут подавать на рассмотрение фонда свои совместные с европейскими кинематографистами проекты, и, более того, дистрибьюторы и кинотеатры получат право на финансовую поддержку цифрового показа. Производство производством, но кино снимается не просто так, а для демонстрации на большом экране, и поддержка кинопроката — очень важный момент.
Сейчас в Eurimages входит, включая Россию, 35 стран — как крупные кинематографические державы (Франция, Германия, Италия), так и малозаметные на кинонебосклоне государства вроде Македонии. 35, это даже больше, чем стран в ЕС (27). Не участвует в Eurimages разве что Великобритания. Ну, она-то, возможно, не так отчаянно нуждается в совместном производстве с континентальной Европой, ведь у англичан есть ключ к американскому рынку — английский язык. А американский рынок (при наличии американского дистрибьютора, конечно) может принести ощутимую прибыль: достаточно вспомнить свежий пример — британско-американский «Король говорит!», сборы которого в США превысили $118 млн. при бюджете $15 млн.
«Король говорит!», ярчайший пример успешной копродукции
Членство в Eurimages здорово облегчит российско-европейское кинопроизводство и откроет новые возможности для совместной работы продюсеров
Тем же, кто снимает ленты на других языках, дорога на штатовский рынок почти закрыта, а окупить многомиллионный бюджет в рамках какой-нибудь одной страны не так-то просто. Поэтому продюсеры из разных стран объединяются, распределяют между собой бюджеты, участки производства, финансовые риски и права на прокат фильма на разных территориях. Например, картина может сниматься где-нибудь в Казахстане российской съемочной группой, оборудование будет специально арендовано в Германии, а монтаж и звук будут сделаны во Франции, и затем каждый из участников получит права на прокат фильма у себя дома и на продажу в какие-либо страны мира. Для стимулирования этого спасительного для европейского кинематографа процесса и был в конце восьмидесятых годов прошлого века создан фонд Eurimages, который за двадцать с небольшим лет своего существования распределил около 407 млн. евро ($565 млн.) на поддержку 1348 европейских совместных проектов.
Фонд, штаб-квартира которого находится в Страсбурге, поддерживает полнометражное игровое, документальное и анимационное кино, предназначенное для театрального проката. Главное условие получения поддержки заключается в том, что проект должен быть международной копродукцией между минимум двумя государствами, входящими в Eurimages, и иметь статус «европейского фильма». Страны, не участвующие в фонде, тоже имеют право участвовать в такой копродукции, но не более чем на 30% от общего бюджета ленты.
Основные условия Eurimages таковы:
На момент подачи заявки в фонд у проекта уже должна быть поддержка какого-либо другого фонда, контракт с прокатчиком или предпродажа на ТВ: Eurimages не имеет права быть первым источником финансирования проекта;
на момент подачи заявки каждый участвующий в проекте продюсер должен обеспечить не менее 50% финансирования;
осуществленные затраты на момент подачи не должны превышать 15% бюджета;
съемочный период не должен начаться раньше, чем состоится собрание правления фонда.
Eurimage выдает беспроцентный заем до 700 тысяч евро на фильм, возврат начинается с первого же евро прибыли каждого из продюсеров, участвующих в проекте.
Первые комментарии с российской стороны поступили из Фонда Кино: на копродукцию планируется выделять по $8 млн. ежегодно. Руководитель международного отдела Елена Романова сообщила Variety, что членство в Eurimages здорово облегчит российско-европейское кинопроизводство и откроет новые возможности для совместной работы продюсеров.
Итак, все это официальная информация, факты и цифры. В чем смысл? В том, что появился еще один полноценный, доступный источник финансирования, который открывает нам доступ к европейскому рынку и делает нашу киноиндустрию более привлекательной для зарубежных продюсеров. Кто воспользуется этим источником? Можно уверенно сказать, что первыми станут те наши компании, у которых уже есть опыт работы над международными проектами и какой-то вес на европейском рынке. Все они известны и входят в число официальных «лидеров кинопроизводства»: СТВ, «Централ Партнершип», «Тритэ», «ПРОФИТ», «Базелевс» и др. Включится в игру Александр Роднянский, который с самого начала объявил, что его новая компания AR Films нацелена на создание международных кинопроектов. RWS, Елена Яцура, Роман Борисевич (кинокомпания «Коктебель»), Артем Васильев (Phenomen Films)… Проще сказать, любой российский продюсер, серьезно занимающийся кино, будь оно зрительское или фестивальное, заинтересован в том, чтобы снизить риски, упростить поиск финансирования и обеспечить продажи за границу. Скорее всего, не останутся в стороне и телеканалы. Ну и автор статьи рассчитывает на возможность поработать с данным фондом при наличии подходящего проекта.
«Сибирский цирюльник»: пышная, но нерентабельная копродукция
Радоваться, с другой стороны, преждевременно: конечно же, отнюдь не любой российский фильм может быть вот так профинансирован с участием Eurimages. Прежде чем претендовать на европейские деньги, надо найти европейского партнера, который должен понимать, насколько ему интересен данный проект (то есть, насколько он будет интересен зрителям на его территории). Кроме того, далеко не всякая копродукция сможет претендовать на статус национального фильма (без этого статуса в России не освобождают от НДС), а только такая, в которой доля иностранного участия не превышает 50%. С другой стороны, ясно, что предложения будут приходить не только «отсюда туда», но и «оттуда сюда», и посмотреть на результаты такого сотрудничества тоже очень интересно.
Любопытно не столько то, как членство в Eurimages повлияет на производство (тут все очевидно), а то, как оно отразится на дистрибьюции и кинопоказе. Видимо, прокат лент, снятых с участием фонда, будет частично субсидироваться, и мы, наверное, сможем увидеть больше фестивальных картин. Может быть, именно теперь в мультиплексах, заинтересованных в обновлении оборудования, начнут появляться долгожданные залы артхаусного или хотя бы просто европейского кино?
Раньше, чем через пару лет результаты кинематографической интеграции России и Европы вряд ли проявятся, но то, что они будут положительными для всех — это точно.
Впрочем, есть один момент, который настораживает. Фонды и субсидии — это прекрасно, но зрительский спрос при этом становится, как бы, не так уж и важен. Продюсеры в таких условиях часто увлекаются зарабатыванием капитала не на рынке, а на формировании бюджетов — как это происходило в России еще недавно, когда важно было получить деньги из Минкульта, а прокатная судьба и зрительский успех картины оказывались делом второ- и даже третьестепенным. В Голливуде ничего похожего на Eurimages отродясь не было, и кинопроизводство держалось только на рыночных механизмах, что, с одной стороны, не мешает американским студиям ежегодно выпускать несколько подлинных шедевров наряду с чисто коммерческой продукцией, а с другой — занимать прочные лидерские позиции в мировом кинопрокате, в т.ч. и по всей Европе. Зрители сознательно платят свои деньги за самоокупаемое голливудское кино, в то время как кино европейское финансируется за счет их налогов и к рыночной привлекательности принципиально не стремится. Так что остается надеяться, что появившийся доступ к европейским финансам не испортит наш кинематограф, пока толком не научившийся балансировать между искусством и бизнесом, и не превратит его в нечто, совсем не нужное массовому зрителю.
Об авторе:
Владислав Пастернак — основатель киностудии HHG (Санкт-Петербург). Проходил обучение по специальности «художник-аниматор» киношколе «Кадр» при «Ленфильме», «медиадизайнер» в университете культуры и искусств. В Санкт-Петербургском университете кино и ТВ изучал профессию продюсера в мастерской Сергея Сельянова. На IV курсе стал стипендиатом Гильдии продюсеров РФ. Некоторое время работал в рекламном отделе киноцентра «Мираж Синема», проходил практику в кинопрокатной группе «Наше Кино», а первый опыт работы на съемочной площадке приобрел на телесериале «Улицы разбитых фонарей».
На этапе обучения работал кинообозревателем, телеоператором, менеджером по рекламе, в свободное время снимая любительские фильмы. В мае 2009 года по приглашению Министерства культуры представил свой полнометражный проект «Высокие чувства/Прекрасное далёко» на кинорынке Каннского фестиваля.