Российский кинобизнес затаил дыхание: похоже, что в ближайшее время могут отменить пошлины на ввоз цифровых кинопроекторов. В апреле это предложение Минэкономразвития может быть рассмотрено на заседании комиссии Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, возглавляемой первым вице-премьером Игорем Шуваловым. Таможенная пошлина на цифровые проекторы составляет 15%. Стоимость одного такого агрегата в зависимости от мощности и комплектации составляет €70-100 тыс. То есть, при открытии каждого нового зала кинотеатры смогут экономить по 10-15 тысяч евро.Если не считать разных других сложностей, с которыми сталкивается кинотеатральный бизнес, эта пошлина — один из основных факторов, сдерживающих развитие отечественного кинопоказа.
Кинопленочные аппараты стоят около €20 тысяч, они установлены в подавляющем большинстве кинотеатров, которые пока не очень нуждаются в том, чтобы заменять эти проекторы на цифровые, которые обходятся в 4-5 раз дороже. С обычным кино справляется и пленка, а для достаточного количества 3D-сеансов хватает и уже имеющихся цифровых машин. Цифра нужна не кинотеатрам — она нужна прокатчикам и продюсерам: такая кинокопия стоит в десять раз дешевле, чем пленочная, физически почти не занимает места (фактически, это просто жесткий диск, тогда как пленочная копия — это ящик массой несколько десятков килограмм и стоимостью больше $1000), цифровые копии проще производить и дешевле доставлять. Цифровой кинопоказ снижает затраты на выпуск фильма в прокат.
Даже самые округленные расчеты выглядят впечатляюще. К примеру, мы хотим выпустить релиз на 500 копиях. Если речь идет о пленочных копиях — нужно минимум полмиллиона долларов. И в десять раз меньше, если о цифре. Разница — $450 тысяч. Учитывая, что 50% валового сбора остается в кинотеатрах, получается, что миллион долларов фильм должен собрать только для того, чтобы отбить затраты на печать копий. Если же все они будут цифровыми, для окупаемости самого релиза потребуется уже не миллион, а только 100 тысяч. При этом качество цифровой проекции выше, чем пленочной, а копии не изнашиваются (пленочная копия после нескольких сотен сеансов покрывается грязью и царапинами и отправляется на утилизацию).
Дистрибьюторы понимают, что цифровой показ нужен именно им — речь об экономии огромных сумм, о снижении рисков. Поэтому самые богатые и сильные, такие, как «Централ Партнершип», сами дотируют кинотеатры по примеру западных коллег, поощряя установку цифровых проекторов и демонстрацию цифровых копий. Тем же самым с радостью занимались бы дистрибьюторы артхауса, но у них нет денег. Российская публика не сильно активна по части просмотра арт-фильмов в кинотеатрах, поэтому картины, идущие в ограниченном прокате, чаще прочих теряют на печати копий. А если в мультиплексе есть несколько цифровых проекторов и несколько пленочных, то цифра, естественно, отдается под блокбастеры и 3D, а дистрибьюторам помельче приходится рисковать и тратиться на пленочные копии, что вполне логично с точки зрения кинотеатра — если уж он потратился на цифровой проектор, то его надо окупить, сделать это можно, только заполнив зал, который лучше всего заполняется на зрелищном кино.
В общем, рыночных мер для исправления ситуации недостаточно — нужна помощь государства. И оно, похоже, не против эту помощь оказать.
Встает вопрос: не произойдет ли так, что если даже все существующие залы будут модернизированы, а новые сразу будут цифровыми, там будут идти одни только стереофильмы и зарубежная анимация, а российские картины и «другое кино» останутся за бортом? Не произойдет. Во-первых, у зрителей все-таки разный вкус — кто-то хочет посмотреть комедию, кто-то драму, кто-то — еще что-то, и мультиплекс именно для того и сделан, чтобы удовлетворить разные вкусовые предпочтения. Если в магазине какой-нибудь сорт сыра продается лучше других, магазин ведь не прекращает продажи остальных сортов. Тот же перекос в сторону блокбастеров, который мы наблюдаем в кинотеатрах, связан как раз с нехваткой залов. А вот чтобы их число увеличить, предложенные меры могут быть очень кстати.
Вырастет число залов, заменится пленка на цифру — откроются новые возможности для всех. Почему так сильна киноиндустрия в США, во Франции? Именно потому, что число экранов на душу населения в этих странах намного выше, чем в России.
Впрочем, есть еще один рецепт по повышению посещаемости кинотеатров, на который никто из игроков рынка у нас до сих пор не решился, а стоило бы попробовать. Это ощутимое снижение стоимости билетов. 200-300 рублей уже становится привычным делом, цены не отличаются от мировых, а то и выше, а вот доходы населения все еще значительно ниже. Своеобразный имущественный ценз для зрителей — это еще одно препятствие на пути развивающейся киноиндустрии. Впрочем, есть вероятность, что снижение однажды может случиться — когда рынок кинопоказа станет насыщен в масштабах страны, и уже не дистрибьюторы будут бороться за кинотеатры, как это чаще всего происходит сейчас, а кинотеатры — за зрителя.
Об авторе:
Владислав Пастернак — основатель киностудии HHG (Санкт-Петербург). Проходил обучение по специальности «художник-аниматор» киношколе «Кадр» при «Ленфильме», «медиадизайнер» в университете культуры и искусств. В Санкт-Петербургском университете кино и ТВ изучал профессию продюсера в мастерской Сергея Сельянова. На IV курсе стал стипендиатом Гильдии продюсеров РФ. Некоторое время работал в рекламном отделе киноцентра «Мираж Синема», проходил практику в кинопрокатной группе «Наше Кино», а первый опыт работы на съемочной площадке приобрел на телесериале «Улицы разбитых фонарей».
На этапе обучения работал кинообозревателем, телеоператором, менеджером по рекламе, в свободное время снимая любительские фильмы. В мае 2009 года по приглашению Министерства культуры представил свой полнометражный проект «Высокие чувства/Прекрасное далеко» на кинорынке Каннского фестиваля.
// Настоящее кино