Код для блогов

Полная цитата для сайтов и блогов:

Ссылка с анонсом для блога:

Ссылка для форума:

Постоянная ссылка:



Результат

Настоящее кино

Искусство против индустрии

22-й открытый российский кинофестиваль «Кинотавр», начавшись со скандального заявления Авдотьи Смирновой, скандальным вручением главного приза фестиваля и завершился. Истоки обоих инцидентов, казалось бы, совершенно разных, лежат в плоскости, далекой, однако имеющей непосредственное отношение к кино — в сфере киноиндустрии.

Нетворческие люди

То, что главный приз фестиваля «Кинотавр» ушел картине Олега Флянгольца «Безразличие», а приз за лучшую женскую роль – барменше из Санкт-Петербурга Татьяне Шаповаловой за роль в фильме Бакура Бакурадзе «Охотник», со стороны жюри было внятным, хотя и не вполне адекватным высказыванием, которое можно вербализировать, как: «Кино, которое мы увидели в конкурсе, к фестивальному никакого отношения не имеет». И действительно, если в прошлые годы отборочная комиссия с трудом набирала на конкурс 12 картин, то в этом году пришлось отсеивать ленты снятые «специально под формат Кинотавра», и все равно в их набралось 14.

Картины в основной программе, похоже, оказались не совсем тем, что ожидало увидеть жюри. Еще бы! Если прежде в претендентах на главный приз присутствовало одна-две картины, претендующих на звание жанровых, то в конкурсе 2011 года половина картин подходили скорее не для фестивальной публики, которая ждет от кино авторского высказывания, а для разной степени среднего посетителя кинотеатра. Об этом факте можно судить хотя бы по тому, что происходило на пресс-конференциях, проводимых на следующее утро после конкурсных показов. Журналистам, по большому счету, нечего было спрашивать у режиссеров, а претензии к большинству лент вызывали скорее технические аспекты, чем творческие.

Так наиболее живое обсуждение вызвали картины «Безразличие» (да и то благодаря участию на конференции актера Александра Баширова), «Портрет в сумерках», «Охотник», «Бедуин» и «Родина или смерть», пресс-конференция которого превратилась в мастер-класс по съемкам документального кино. А симпатии киножурналистов были целиком на стороне лент Виктора Шамирова «Упражнения в прекрасном» и Александра Гордона «Огни притона» (на этой пресс-конференции аплодировали каждому присутствующему члену съемочной группы, а Оксану Фандеру приветствовали каждый раз при упоминании ее имени).

Кадр из фильма «Огни притона». Режиссер Александр Гордон

Если от режиссеров полного метра подобное стремление работать в жанровом кино можно предполагать, то от постановщиков короткометражных картин ожидаешь творческого подхода. Подход присутствует, работы сделаны очень профессионально, но в них очень сильно заметно стремление не просто рассказать свою историю, а продемонстрировать продюсерам свои способности работать с материалом и не кататься со своим «коротышкой» по фестивалям, а скорее заполучить полнометражный проект или телесериал. С одной стороны, упрекать их в этом никак нельзя, но это очень сильно отличает нынешних режиссеров от тех, что выставляли свои работы на конкурс еще пару лет назад, когда в перспективе они видели следующие короткометражные высказывания. Можно ли сказать, что художники переходят на «темную» сторону коммерции? Пожалуй. Хорошо ли это? Возможно, сегодня, когда кинематографу нужно больше зрительского кино, и неплохо, хотя не отпускает легкое чувство досады.

Именно эту тенденцию озвучил на круглом столе «Режиссерская смена — смена картин мира», прошедшем в рамках сочинского фестиваля, Александр Роднянский, назвав ее коррупцией:

«Коррупция — это не обязательно деньги и взятки, это также торговля услугами в попытках стать своим в определенных кругах. А современный российский режиссер — это обычный буржуа. Он хочет ровно того же, чего хочет среднестатистический буржуа — успеха на фестивалях, хорошей жизни в удачных обстоятельствах. Но для этого надо быть Бекмамбетовым — последовательным и успешным».

Таким образом, в сложившейся ситуации решение жюри вручить награду фильму, снятому в традициях «параллельного кино» в 1989 году, пускай и прошедшему доработку для представления современной публике, кажется вполне разумным, ведь работа Флянгольца пускай и не задавала новый тренд, но была действительно фестивальной работой. Однако подобное решение для фестиваля, который стремится быть интересным широкой публике, отнюдь не играет на руку. На фоне разочарования зрителя в отечественном кино отдавать предпочтение картине, которую средний зритель навряд ли когда-нибудь увидеть, сравни тому, что плевать в колодец, из которого самому потом придется пить всем сообществом.

После такого решения жюри можно было подумать, что кино в России больше не снимают, и те 14 картин, которые попали в конкурс, были единственным выбором. Для формата фестивального кино – возможно, но для широкого зрителя кинопродюсерам есть что показать.

Нефестивальное кино

Кинорынок, как известно, мероприятие сугубо коммерческое. Прокатчики демонстрируют представителям кинотеатров общедоступные трейлеры и, существенно реже, эксклюзивные видеоматериалы картин из своих пакетов, обещают кинотеатрам, которые возьмут для проката их фильмы, золотые горы кассовых сборов. Кинотеатры делают свои выводы и, чаще ориентируясь на свой вкус или на мнение коллег, подписываются под прокат того или иного фильма в своем зале. Это традиционная схема работы любого кинорынка. Однако в Сочи есть свои особенности, а именно — соседство с фестивалем Кинотавр.

Благодаря этому соседству у кинотеатров есть возможность не только посмотреть презентации и фильмы, которые представляют прокатчики, но и картины, которые участвуют в конкурсной программе, пускай не с фестивальной публикой, а в рамках Showcase (специального показа фильма с английскими субтитрами, ориентированным в основном на иностранных журналистов) в утренние часы. Не будем в рамках данного материала освещать сложности, возникающие у аккредитованных на Кинорынок с посещением мероприятий Кинотавтра — для многих это оставило очень неприятный осадок, но учитывая разницу между аудиторией светского и делового мероприятий, с подобными вещами приходится мириться.

О фильмах-участниках фестиваля говорить не станем, а вот новые отечественные проекты, заявленные на презентациях Кинорынка, пожалуй, стоят отдельного упоминания.

На вечеринке, посвященной открытию Кинорынка, компания 20th century Fox представила продюсерский проект Александра Стриженова «Самоубийцы», о котором последние полгода судачит вся желтая пресса, освещая подробности романа и расставания исполнителей главных ролей Алексея Воробьеваи Оксаны Акиньшиной. Для режиссера Егора Баранова картина стала дипломной работой во ВГИКе, но, надо полагать не в малой степени благодаря неустанному продюсерскому надзору Стриженова, материал получился достаточно бодрым, чтобы стать потенциальным хитом в прокате.

Компания «Наше кино», наряду с уже известными нам картинами «Бабло», которая на фестивале Кинотавтр получила награду за лучший дебют, экранизацией романа Павла Астахова «Рейдер», фильмом-катастрофой Антона Мегердичева «Метро» и анимационной лентой «Иван Царевич и Серый Волк», заявила о том, что в скором времени выпустит анимационный долгострой «Кин-дза-дза-дза», которым на протяжении уже шести лет занимается режиссер Георгий Данелия. Фильм выполнен в технике традиционной анимации, комбинированной с 3D-моделированием. Проект, можно сказать, уже не новый, но впервые публике был продемонстрирован уже анимированный эпизод картины. Знакомство участников кинорынка с фильмом закономерно решили начать со сцены встречи землян с обитателями планеты Плюк. Немного подробнее об этом проекте вы могли узнать из нашего интервью с Сергеем Сельяновым.

Концепт-арт анимационного фильма «Кин-дза-дза-дза». Режиссер: Георгий Данелия

Показанный кинотеатрам в зале гостиницы «Жемчужина» фильм Романа Каримова «Вдребезги» вызвал исключительно положительные эмоции. Треш-комедия, снятая в традициях лент Квентина Тарантино, в зале, приспособленном для кинопоказа (чего нельзя сказать о Зимнем театре, где демонстрируется конкурсная программа Кинотавтра), воспринималась уже потому, что в ней были слышны диалоги на протяжении всего фильма. Ведь большинство претензий зрителей, смотревших ленту на конкурсном показе, были связаны с тем, что половина реплик героев было заглушено и исковеркано акустикой зала, не предназначенного для кинопоказа. Кинотеатры увидели в фильме большой потенциал, а за оставшиеся до выхода в прокат три месяца, у режиссера есть время довести картину до того состояния, какой она была задумана.

Компания Централ Партнершип, наряду с уже неоднократно демонстрировавшимся видеоматериалом «Пяти невест» и, на удивление, отсутствовавшими в программе новыми материалами «Шпиона», представила две картины. Первая, снятая режиссером Авдотьей Смирновой «2 дня» была очень благодушно принята публикой, как на открытии Кинотавтра, так и кинотеатрами. Однако с этой лентой все непросто. Для начала, из титров картины, без уведомления и согласования с режиссером, было вымарано имя продюсера Рубена Дишдишяна, что стало отголоском его громкого ухода с поста руководителя Централ Партнершип. Об этом факте Авдотья Смирнова заявила на пресс-конференции перед журналистами на второй день Кинотавтра. Поднимать этото вопрос еще раз перед кинотеатрами она не стала, да и другой продюсер ленты Федор Бондарчук заверил, что несмотря на этот неприятный инцидент, Art Pictures и ЦПШ приложат все усилия к тому, чтобы донести это кино до зрителя.

Правда, представший перед публикой новый руководитель ЦПШ Марк Лоло зародил серьезные сомнения в успешном прокате картины. Дело в том, что фильм выходит в прокат 8 сентября, на одной дате с другой отечественной картиной — комедией «Беременный». В то время, как правильнее ленте «2 дня» выходить на День российского кино 27 августа, когда в кино готова идти более взрослая публика, чем традиционная аудитория кинотеатров. К тому же именно на зрителя старше 30 лет и рассчитана картина, повествующая о внезапно вспыхнувших чувствах высокопоставленного чиновника и работницы музея-усадьбы. Но не дата самое страшное для этого фильма, а то, что начиная с ленты Авдотьи Смирновой ЦПШ переходит полностью на цифровую дистрибуцию. Это означает, что фильмы ЦПШ будут демонстрироваться исключительно в залах с цифровой проекцией (что автоматически отсекает 50% потенциальных экранов), и даже для распространения фильмов по кинотеатрам будут использоваться не физические носители, а каналы сети Интернет. (О том, во что это может обернуться для кинокартин отечественного производства, мы расскажем в ближайшем выпуске рубрики «Кино и Бизнес»).

Кадры из фильма «2 дня». Режиссер: Авдотья Смирнова

Другой представленной кинотеатрам картиной стал 3D-проект «Ржевский против Наполеона» режиссера Марюса Вайсберга с участием Владимира Зеленского, Павла Деревянко и Михаила Галустяна. Режиссер своими фильмом всячески старается возродить жанр «гусарской баллады», так популярный в советском кино на протяжении двадцати лет после на экраны ленты Эльдара Рязанова. Все снято в честном 3D и изобилует пародийными музыкальными номерами. И хотя все сделано очень дорого и красиво, не отпускает чувство, что перед нами очередной выпуск «Новогоднего огонька». Пускай эта картина и ориентирована на новогоднего зрителя, но захочет ли он пойти на кино за деньги и увидеть то же, что демонстрируют телеканалы под оливье, вызывает большие сомнения.

Компания Базелевс представила три проекта. Про «Елки 2012» мы уже рассказывали подробно, анимационной ленте «Смешарики. Начало» уделим снимание ниже. Главным же проектом компании «Базелевс» стал представленный публике триллер «Воспитанник» (альтернативное название «Навылет»). Главную роль в картине исполняет Сергей Светлаков, он же стал одним из продюсеров ленты. Ради участия в этом фильме, а также съемок в драме Игоря Волошина «Бедуин», Сергей последние два года отказывался от участия в новых комедийных проектах, чтобы зритель проще воспринял его в драматическом образе. В «Бедуине» он сыграл врача онкологической клиники, а в «Воспитаннике» — похитителя мальчика, которого грозится убить, если отец ребенка не покончит с собой. Судя по продемонстрированному футаджу, нас ожидает напряженный детектив и немало сложностей в том, чтобы сбить настройку при виде Сергея Светлакова ожидать искрометных шуток.

Студия Inlay Films, не имеющая пока дистрибьютора для своих фильмов, продемонстрировала на большом экране открывающую сцену анимационного 3D-фильма «Снежная королева» и тизер 2D-мультфильма «Иван-царевич и Жар-птица». Оба этих ролика мы уже публиковали на страницах нашего издания. На большом экране изображение завораживает. 3D-эффект глубокий, учитываются особенности формата. До выхода картины на большие экраны, у ее создателей еще есть время, чтобы закончить работу, но зачин сильный. В скором времени мы детально познакомим вас с тем, как идет работа над этими проектами, побывав в воронежской студии этой кинокомпании.

Компания «Каропрокат» продемонстрировала четыре проекта. О «безымянном проекте с Михаилом Галустяном», создаваемом силами студии Enjoy Movies мы уже писали. Для создаваемого на этой же студии киноальманах «Мамы» первая новелла «Утренний эфир» с участием Анастасии Заворотнюк, Андрея Федорцова и Игоря Верника уже полностью готова, что и было продемонстрировано собравшимся на презентации. История одновременно трогательная и гомерически смешная. Представители кинотеатров хохотали в голос. О фабуле мы рассказывали в нашем репортаже со съемок, но даже представить не могли, насколько эта простая история может быть здорово реализована, никак не догадаешься, что для режиссера новеллы это дебют. Фильм будет строиться по схеме, известной с «Ёлок» и «Реальной любви», то есть герои, которые связаны одной ситуацией, друг с другом не знакомы, а истории о них рассказываются на протяжении всей картины.

На этой же презентации была раскрыта тайна социального ролика «Мамы ждут нас», который появился на Youtube около месяца назад. За время, прошедшее от публикации до презентации на Кинорынке, этот ролик только на этом видеохостинге посмотрели около 1,8 миллиона раз. Если вы вдруг еще не ознакомились с ним, то непременно посмотрите.


Кроме перечисленного выше, компания «Каропрокат» также объявила о выпуске двух 3D-проектов. Находящийся в многолетней работе «Волшебный кубок Роррима Бо 3D» был представлен роликом «Кастинг», в котором в волшебной трехмерной стране режиссер с иностранным акцентом пытается выбрать на роль подходящего актера, но единственным, кто ему попадается, оказывается лохматый человечек Роррим Бо. Он ростом с ребенка, непутевый, который не умеет танцевать и читать стихи, но выхода нет, и режиссер снимает его для афиши фильма, вручив ему в руку, за неимением волшебного кубка рваный башмак. Анимация выполнена на высоком уровне, ее не сравнить с тем, что появлялось в сети под видом тизера около года назад. Но судить по этой сцене о качестве всего фильма Екатерины Гроховской, мы бы не торопились.

Второй 3D-проект — разрабатывающийся продюсерским центром «Рики» на студии компьютерной анимации «Петербург» полнометражный мультфильм «Смешарики. Начало». О планах создать полнометражный фильм о любимых героях российской ребятни, который приносит своим создателям немалые прибыли на продаже разнообразного мерчендайза от книг и журналов до мягких игрушек, было заявлено в 2005 году. В конце 2010 года студия заявила о намерении выпустить картину к декабрю 2011-го и, похоже, намерена сдержать свои обещания. К продюсированию подключился Тимур Бекмамбетов компания Bazelevs, прокатом займется «Каропрокат», казалось бы, у мультфильма с такой армией поклонников (о том, какова она, свидетельствует специально подготовленный видеоролик) проблем с публикой быть не должно, но… Судя по трейлеру, юному зрителю предстанет вполне взрослая история, с достаточно взрослыми же диалогами. Причем трейлер сделан таким образом, чтобы заинтересовать взрослого зрителя, но есть опасение, что ребенок, к которому обращается фильм, в происходящем ничего толком не поймет. Гигантские смешарики, в некоторых сценах снятые крупным планом, пугают своим размером (ведь это предстоит смотреть детям на большом экране). Для того, чтобы судить о продукте, конечно нужно ознакомиться с работой целиком, но на данный момент все промоматериалы больше настораживают, чем привлекают внимание.


Ну и на сладкое еще один долгострой. Публике была представлена экранизация повести Александра Курляндского «Собака Шара и Чуки-Куки*» — выполненный в технике традиционной анимации фильм, работа над которым началась еще в 2007 году. Видео, которое можно увидеть ниже, датировано началом 2010 года. С тех пор на проекте уже сменился режиссер, поменялась фабула, значительно похорошела графика. По сути, этот ролик, названный режиссером Александром Котеночкиным «пилотом», был создан для поиска финансирования и, судя по всему, оно нашлось. Кинотеатрам был продемонстрирован другой промо-ролик. В нем было заявлено участие актеров Александра Олешко и Павла Баршака, которым предстоит существовать в нарисованном мире, играть в кадре и озвучивать персонажей. Вместо готовой анимации были продемонстрированы изображения героев ленты, несколько концепт-артов и рассказан вкратце сюжет. Собравшиеся приняли проект на ура, а это значит, что работа над проектом ведется в правильном направлении. Правда, о примерных датах выхода готового фильма ничего сказано не было.

Вместо послесловия

Все рассказанное о представленных на Кинорынке проектах говорит о том, что, несмотря на сложности с финансированием и распределением денег Фонда кино лишь по семи студиям, кино в России продолжают снимать. И кино это ориентировано на зрителя. Его, в большинстве своем, не стыдно показывать и еще менее стыдно на него покупать билеты.

В то же время, продемонстрировав форменное безразличие в отношении современного отечественного кино, жюри Кинотавра подложило свинью не только фестивалю, интерес к которому, несмотря на все усилия организаторов, падает. Подобным намерением не замечать тенденций современного кино, ориентированного больше на зрителя, чем на фестивальную аудиторию, жюри заявило о том, что не намерено замечать тенденций современного кинематографа. И если устроители фестиваля «Кинотавр» ставят себе целью выделить главные тренды развития российского кино, но им нужно выбирать иной путь и другие критерии оценки. Иначе народ, чье внимание с таким трудом пытаются привлечь устроители киносмотра, отвернется от него. А вот повернется ли он при этом лицом к современному отечественному кинематографу, зависит во многом от молодых режиссеров и продюсеров, которым предстоит найти разумный баланс между творчеством и намерением заработать денег. Только тот, у кого это получится, и будет на коне.

// Настоящее кино



Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.FilmZ.ru
Координатор проекта Themes.ru, главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр С. Голубчиков
программирование Александр Десятник, Юрий Римский :: хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.