На экраны кинотеатров вышли две отечественные ленты: «Стартап» продюсера Ирины Смолко, снятый за 2 миллиона долларов, и художественный фильм Александра Митты«Шагал — Малевич», бюджет которого, по нашим сведениям, составляет 7 миллионов долларов. Уже по первым сборам очевидно, что ни тот, ни другой фильм не окупятся в прокате. Мы составили рейтинг самых убыточных отечественных картин, выходивших на широкие экраны за последние десять лет, а какое место займут в этом списке указанные два фильма, станет ясно уже в ближайшее время.
В списке 70-ти убыточных отечественных картин числятся ленты, снятые за последние десять лет (с 2004 года по 23 марта 2014 года). С 1992 года по 2003 год почти все российские фильмы, выходившие в наш прокат небольшим количеством копий (до 50), были убыточны. Поэтому имеет смысл говорить о больших финансовых потерях после показа в кинотеатрах только тех релизов, которые выходили с 2004 года тиражом 50 и более копий.
Убыточным можно считать и «Сибирского цирюльника»Никиты Михалкова, который при бюджете $35 млн (хотя первоначальный бюджет был заявлен в $26 млн) собрал в нашем прокате $2,6 млн на 50 копиях. Но по кассовым сборам эта картина заняла первое место в кинопрокате России, где современных кинозалов с хорошим звуком в то время было немного.
В списке отсутствует самая дорогостоящая (бюджет — $90 млн) лента, снятая на российские деньги Внешэкономбанка, другого корифея нашего кинематографа Андрея Кончаловского — «Щелкунчик и Крысиный король», — хотя формально это фильм производства Великобритании и Венгрии. Будь у него удостоверение национального фильма, в списке 70-ти убыточных эта картина заняла бы 27-е место (сборы в России — $13,77 млн).
В списке присутствуют только ленты, на производство которых было потрачено не менее 100 млн рублей ($4 млн по разным курсам и более). Критерием расстановки картин на местах с первого по 70-е служило соотношение их кассовых сборов в национальном прокате и заявленного производственного бюджета (без рекламы и печати/изготовления копий). При составлении рейтингов не учитывались продажи фильма для проката за рубежом, а также для показа на телевидении (два фильма из списка — ««Утомленные солнцем 2»» и «Три мушкетера» — вышли на центральных телеканалах в расширенной многосерийной версии).
Десять лент в списке — это копродукция России с другими странами. Почти 85% фильмов из этого списка частично или полностью финансировало государство из средств Министерства Культуры, «Фонда кино» и субсидий государственных банков, то есть на наши с вами деньги. Выводы делайте сами.