Продюсирование кино в России многим напоминает игру в казино — можно поставить на картину десятки миллионов, а зритель пройдет мимо, или вложить разумные два-три и получать стабильную неплохую прибыль. Мы проанализировали кассовые сборы фильмов в отечественном прокате и выяснили, у кого из продюсеров тоньше чутье на прибыльные проекты и кто лучше понимает потребности современного кинозрителя.
Критерии расстановки участников рейтинга были следующими: отношение кассовых сборов в России их последних (с 2003 по 13 апреля 2014 года) картин к заявленному производственному бюджету. Затем отношение суммировалось и делилось на количество фильмов, и рейтинг выстраивался в соответствии с понижением полученной величины. Причём прибыльных лент у каждого (кроме «Квартета И», братьев Андреасянов и тандема Харламов/Гаспарян) из представленных в списке продюсеров за последние 10 лет должно быть не менее половины. Исключение сделано только для Александра Цекало, чья комедия «Zолушка» практически окупилась в нашем прокате (бюджет - $2.6 млн, сборы - $5.17 млн).
В рейтинг вошли продюсеры, имеющие на своём счету не менее трёх картин. Причём продюсеры должны быть только генеральными или главными. Исполнительные, креативные и прочие продюсеры в рейтинге не учитывались. Зарубежные (американские) проекты Тимура Бекмамбетова в расчёт также не принимались.
По результатам нашего исследования только 18 (!) российских продюсеров из более чем 150 имеющихся в стране снимают то кино, которое окупается в кинотеатрах. Только у братьев Андреасянов и Сергея Светлакова 100% показатель рентабельности: 12 и 3 фильма соответственно, которые они продюсировали, окупились и принесли прибыль уже после кинотеатрального показа. Прокат комедии «Скорый «Москва-Россия» продюсера Светлакова, который возглавляет наш рейтинг, еще не завершен, так что по ней делать выводы рано.
По американской методике картина считается прибыльной, если она собрала в местном (локальном)прокате как минимум в два раза больше своего заявленного производственного бюджета.
Затемненным фоном в таблице выделены ленты, которые не окупились и, соответственно, не принесли прибыли в прокате.
* — прогнозируемые сборы и коэффициент
** — в ранней версии рейтинга присутствовал также и Михаил Галустян, но он не прошел по критерию трех фильмов (по ошибке был посчитан фильм «Няньки», где он был креативным продюсером)