На игре, На игре 2. Новый уровень. Спецпроект на Filmz.ru : Безвозвратные: Кому и на что пойдут деньги Фонда Кино? Кино & Бизнес
поиск
на filmz.ru | в закладки | wap.filmz.ru | rss-каналы
e-mail пароль
 
главная > Кино & Бизнес
Безвозвратные: Кому и на что пойдут деньги Фонда Кино?

Безвозвратные: Кому и на что пойдут деньги Фонда Кино?

автор Сергей Лавров | источник Filmz.ru | 08.05.2014

Кому и за какие заслуги Фонд Кино выделил 1,9 миллиард рублей? Мы составили реальный рейтинг российского кинопроизводства, из которого видно, что только четыре из девяти компаний-лидеров заработали больше, чем потратили. А также решили разобраться, на какие проекты пойдут выделенные Фондом деньги.

В последний день апреля «Фонд Кино» выделил 1,9 млрд рублей девяти компаниям, названным лидерам российского кинопроизводства: это «Art Pictures» Федора Бондарчука и Дмитрия Рудовского, «Дирекция Кино» Анатолия Максимова, «ТриТэ» Никиты Михалкова и Леонида Верещагина, «Профит» Игоря Толстунова, СТВ Сергея Сельянова, «Централ Партнершип», Enjoy Movies Георгия Малкова и братьев Гевонда и Сарика Андреасянов, «Нон-Стоп Продакшн» Александра Роднянского и Сергея Мелькумова, а также «ТаББаК» Тимура Бекмамбетова.

Вышеозначенные 1,9 миллиарда делятся на две части — 1,2 миллиарда студии могут потратить, а 0,7 миллиарда обязаны после выхода фильма вернуть. 1,2 миллиарда рублей — это только кажется много. В пересчете на американскую валюту выйдет только 35 миллионов долларов — бюджет одной очень средней голливудской комедии и малобюджетного хоррора, если останется. Но для нашего кино, где нет системы профсоюзов и все проекты создаются своими силами без привлечения китайской и индийской рабочей силы, сумма вполне внушительная. На нее можно снять один «Обитаемый остров» или «Сибирского цирюльника», два «Вия» (согласно официальным отчетам на картину было потрачено 666 миллионов рублей), или снять 4/5 «Сталинграда». Но средства эти в качестве поддержки распредели между компаниями-лидерами, в помощь примерно по 3,8 миллиона долларов на компанию. Компании могут вложить их в производство картин, по сути, не очень заботясь о коммерческом потенциале — или добавить к одной масштабной постановке, или распределить на несколько начинающих или режиссеров, делающих некоммерческое или фестивальное кино.

Оставшиеся 0,7 миллиардов (или 20 миллионов долларов), распределенные по $2,2 млн на каждую компанию-лидера, надо после проката фильма вернуть, а значит, как минимум один фильм должен принести прибыль с проката, чтобы было с чего возвращать.

Другой вопрос, все ли компании-лидеры таковыми являются? Да, за всеми стоят уважаемые люди, с громкими именами, выпускают фильмы, которые выдвигаются страной на «Оскар», делают общественно значимое кино. Но является ли оно прибыльным?

Давайте рассмотрим коммерческие достижения фильмов вышеназванных лидеров за последние пять лет, с 2010 по 2014 годы, в кинопрокате России. Из этих пяти лет, четыре были тяжелыми для российского кино, но и в эти годы получалось зарабатывать. Для определения достижения суммируем кассовые сборы созданных с участием студии картин, затем поделим надвое — половину выручки от показа в своих залах забирают кинотеатры — и вычтем затраты на производство (бюджеты) лент. Такую величину, как доход прокатчика (дистрибьютора) не будем принимать во внимание, так как она соразмерна доходам компании от продажи картины на DVD, её показа в легальных интернет-ресурсах и продажи на ТВ. Также не станем брать в расчет затраты на рекламную кампанию — эти суммы редко озвучиваются, а в отношении с телеканалами, на которые приходится основная часть рекламных активностей, часто используются системы взаимозачетов.

Поскольку некоторые фильмы, как «Сталинград», выпускались силами нескольких компаний, но определить, какова была доля каждой из них в производственном процессе, мы считаем бюджеты и сборы, для каждой студии, как если бы фильм создавался самостоятельно каждой из продюсерских компаний.

В такой системе координат, как отечественный кинопрокат, где цифры сборов знают все, а бюджеты лент — только специалисты, получается, что 5 лидеров кинопроизводства терпят убытки, а оставшиеся 4 компании оправдывают звание лидеров, имея прибыль уже после кинотеатрального проката.

На первом месте по доходам ($28,85 млн) компания Тимура Бекмамбетова «ТаББаК». Её 9 картин собрали в прокате $151,9 млн, то есть $75,95 млн осталось после показа в кинотеатрах (прокатная плата). При этом затраты на производство составили $47,1 млн. Вся ленты франшизы «Ёлки» стали прибыльными, а «народная» комедия «Горько!» — самой прибыльной за всю историю. Только одна картина у компании «ТаББаК» за последние пять лет провалилась в прокате — это «Игра в правду» (бюджет — $1.5 млн, сборы — $0.88 млн).

В производстве студии сейчас находится комедия «Горько 2», «Ёлки лохматые», «Ёлки 1914», фантастический триллер Ильи Найшуллера «Хардкор», а также готовится к съемкам фэнтези «Я убиваю драконов».

Вторая компания по доходам ($17.24 млн) — это Enjoy Movies, которая за небольшой срок (3,5 года) сняла 13 фильмов. Они собрали $87,48 млн, прокатная плата — $43,74 млн, затраты на производство — $26,5 млн. Только драма «Я буду рядом» не собрала в прокате (бюджет — $0,5 млн, сборы — $0,04 млн), но на широкий прокат и большие сборы она и не претендовала. Зато все (!) остальные ленты этой компании стали прибыльными.

В компании завершены работы над лентами «Корпоратив», «Что творят мужчины 2» и «Смешанные чувства», начаты съемки фантастического экшн-фильма «Мафия», готовится третий фильм из цикла «Мамы» (на этот раз это уже будет не альманах). Кроме того готовится большой проект, ориентированный на подростковую аудиторию, производство которого будет осуществляться совместными усилиями с одним из телеканалов..

Третья компания по доходам ($6,43 млн) — это СТВ Сергея Сельянова, чьи 20 картин, выпущенные за последние пять лет, собрали в прокате $116,5 млн. Прокатная плата — $58,25 млн, но затраты на производство тоже были немаленькими — $51.82 млн. Анимационные комедии студии «Мельница» и приключенческая комедия «Джунгли» смогли заработать достаточно средств, чтобы компенсировать затраты на производство других картин студии, сборы которых были далеки от того, чтобы окупить производство («Дочь якудзы», «Суперменеджер, или Мотыга судьбы», «Дом», «Кококо», «Ку! Кин-дза-дза» и другие).

В производстве студии СТВ находятся анимационные фильмы «Урфин Джюс», «Крепость», «Три богатыря. Ход конем».

Четвертой компанией, деятельность которой была формально прибыльной в последние пять лет, стала «Дирекция кино» Анатолия Максимова. В активе студии пять картин, совокупный бюджет которых составил 29,3 миллиона долларов, но две из них — «Подсадной» (режиссер Александр Котт) и «Любовь под прикрытием» (режиссер Александр Баранов), снятые по сюжетам Андрея Кивинова — выходили только на телевидении, минуя кинотеатры. Если учитывать эти две ленты, то деятельность «Дирекции кино» будет убыточной на 3,77 миллионов долларов, но в этом случае нельзя не считать стоимость продажи прав на телевизионные показы и продажи на DVD, которые сделали выпуск этих картин успешными и без кинопроката. Говоря о трех остальных картинах, то их совокупный бюджет составил $24,3 млн, прокат принес $51,06 млн. За вычетом прокатной платы ($25,53 млн), прибыль компании составила 1,23 миллиона долларов. Эту прибыль обеспечили комедия «Каникулы строгого режима» и ретродрама «Высоцкий. Спасибо, что живой», а вот криминальная комедия «Курьер из Рая» подпортила статистику. В настоящий момент в разработке компании фантастический исторический эпос «Викинг», на который уже было выделено несколько миллионов рублей, а итоговый бюджет оценивается в 30 миллионов долларов.

Эти четыре компании вполне могут рассчитывать на деньги Фонда Кино, так как их предыдущие проекты пользовались успехом у зрителей. Чего не скажешь об остальных пяти, которым деньги всё-таки выделили, но зрители смотрели только некоторые их картины.

Настоящим лидером по убыткам ($54.52 млн) стала студия «ТриТэ», пять лент которой собрали в прокате $53,76 млн. Прокатная плата составила $26,88 млн. Однако бюджеты фильмов этой компании были гигантскими — $81,4 млн. Достаточно вспомнить коммерческое фиаско дилогии «Утомленные солнцем 2» (бюджет киноэпопеи только по официальным данным составил 52 миллиона долларов, а по неофициальным перевалил за 70 миллионов), «Шпиона» (производственный бюджет 210 млн рублей, еще 150 миллионов было потрачено на рекламу, а итоге сборы составили 135,35 млн рублей) и «Дома на обочине» (производство велось совместно с компанией RWS, сборы составили 23,7 тысячи долларов при бюджете в $1,7 млн). Прибыльной стала только ретродрама «Легенда №17» (бюджет — $13,7 млн, сборы — $29,3 млн).

В настоящее время на студии заканчиваются работы над многобюджетным проектом Никиты Михалкова «Солнечный удар», снятым по мотивам «Окаянных дней» Ивана Бунина (в прошлом году бюджет был заявлен на уровне 730 миллионов рублей, что в пересчете по курсу составляло 22-24 миллиона долларов). Коммерческий потенциал картины может быть от 5-7 миллионов, как у «Утомленных солнцем 2» до 30-33 миллионов, как у «Адмирала», но в отсутствие узнаваемых лиц в кадре, сборы навряд ли превысят 10-12 миллионов долларов. Кроме того, в компании работают над фильмом и/или телесериалом «Душа шпиона» с бюджетом в 10 миллионов долларов — экранизацией романов Михаила Любимова о советских разведчиках.

Вторая по убыткам ($47,73 млн) — компания «Централ Партнершип» (компания занимается не только дистрибуцией, но и кинопроизводством). 17 картин, созданных при участии ЦПШ за пятилетку, собрали $45,34 млн. Прокатная плата — $22.67 млн, но затраты на их производство составили огромные $70,4 млн. Провалились обе части «Темного мира» (при этом не учитывается, какова была доля телеканала СТС, вложившего средства в производство телесериала «Темный мир: Равновесие»), «Край» (совместно со студией «Рок»), «Брестская крепость» (совместно с кинокомпанией «Беларусьфильм»), «Счастливый конец», «2 дня» (совместно с Art Pictures), «Дом» (совместно с СТВ), «1812: Уланская баллада» и «Марафон». Не стыдно этой компании должно быть только за боевик «Бой с тенью 3: Последний раунд», который выдержал прокатную схватку с последней частью «сумеречной» саги, и комедийную мелодраму «Zолушка» (произведенной совместно с компанией «Красный квадрат»), которые стали прибыльными.

На третьем месте по убыткам ($26.65 млн) — киностудия «Нон-Стоп Продакшн» Александра Роднянского и Сергея Мелькумова. Шесть её лент заработали в прокате $59,1 млн. Затраты на производство ($55,2 млн) значительно превзошли прокатную плату ($29,55 млн). Драмы «В субботу» и «Елена» не имели прокатного успеха в России, провалилась и приключенческая мелодрама «Авантюристы». Даже «Сталинград», несмотря на внушительную кассу, как в России, так и за ее пределами (общие сборы составили $68,1 млн, из них $51,77 млн — в России, при бюджете в 41 миллион долларов) не стал прибыльным.

В настоящее время студия разрабатывает экранизацию книги «Код Дурова» (бюджет — $3 млн), экшн-комедию «Анталияград» и экшн-триллер «Мария» по сценарию Сергея Бодрова.

Четвёртая позиция по убыткам ($22,3 млн) у компании «Профит» Игоря Толстунова. Шесть её фильмов собрали в прокате $18,4 млн. Но прокатная плата ($9,2 млн) не покрыла затрат на их производство ($31,5 млн). Даже «чемпион кассы» прошлого года, фильм-катастрофа «Метро» был убыточен, не говоря уже о таких провалах, как «Чужая», «На крючке!», «Рейдер» и «Гагарин. Первый в космосе» (совместно с «Кремлин Филмс»).

В настоящее время на студии ведется разработка проекта «Ледокол», в котором пойдет речь о затертом в 1985 году во льдах Антарктиды ледоколе «Михаил Сомов». На протяжении четырех месяцев, пока велась спасительная операция, команда ледокола боролась за выживание. Постановку по планам студии должен осуществить Александр Котт. Заявленный бюджет — 10 миллионов долларов.

Далее по убыткам ($15,03 млн) следует студия Art Pictures, четыре картины которой принесли $66,34 млн (прокатная плата - $33.17 млн). Но у этой компании производство одного только «Сталинграда» потянуло как минимум на $41 млн (производство же всех картин обошлось в $48,2 млн). Драма «ДухLess» (создававшаяся, до привлечения Art Pictures, силами компании «Кинослово») стала прибыльной, чего не скажешь о «Фобосе: Клубе страха» и «Двух днях».

Проектов, над которыми в настоящее время ведется работа на студии, довольно много. Тут и «Да и Да» Валерии Гай Германики, и комедия «Рейтинг» о служителе зоопарка, находившего общий язык с животными, и почти завершенный «Вычислитель» Дмитрия Грачева, фантастическая же «Живая вода», которую планирует поставить Юрий Быков, «Пиковая дама» Павла Лунгина и ожидаемый хит кинопроката — продолжающий историю «ДухLessа», «Downшифтер».

Несомненно, в успехе фильмов важную роль играет не только качество снятых кинолент, но и грамотная маркетинговая стратегия и прилагаемые усилия прокатчиков (или их отсутствие, как это случилось с несколькими лентами из пакета Централ Партнершип), но на выходе всегда важен результат — дошло ли кино до зрителя, было ли оно успешным, соответствовали ли затраченные усилия и средства полученному результату. Именно эти факторы определяют, является ли компания настоящим лидером или носит это звание «по знакомству».

теги: кинобизнес

в блог | подписаться на rss 

читать также: все новости о фильме

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.FilmZ.ru
Координатор проекта Themes.ru, главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр С. Голубчиков
программирование Александр Десятник, Юрий Римский :: хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.