|
|
10 самых успешных и провальных российских фильмов первого полугодия 2014 годаавтор Сергей Лавров, Александр ГолубчиковПодводя итоги первого полугодия 2014 года, мы решили сравнить, какие фильмы при минимальных затратах оказались наиболее востребованными и зрителем в России, где кино находится под опекой государства, и в США — стране, где индустрия с многомиллиардным оборотом действует исключительно по законам рынка, а какие картины оказались аудитории неинтересны. В первой части подводим итоги российского проката. Российский успехВ десятке прибыльных российских картин (2 января – 29 июня 2014 года) только первые шесть можно считать действительно прибыльными, остальные четыре – в лучшем случае рентабельными, то есть свои бюджеты эти четыре ленты будут отбивать в зарубежном прокате и на VOD, DVD и ТВ. Лучше других с российскими картинами работали компании Централ Партнершип и Каропрокат. Кухня в Париже / ЦПШ
Бюджет: 2,3 млн $ Несомненным лидером по соотношению затрат к сборам стала картина «Кухня в Париже», к которой продюсеры уже сочиняют сиквел про курочку по-пекински. Вот только сможет ли продолжение повторить успех оригинала, учитывая, что к тому времени, как «Кухня в Пекине» выйдет на экраны, родительский сериал успеет потерять былую свежесть и покроется сырной плесенью. Любовь в большом городе 3 / ЦПШ
Бюджет: 2,7 млн $ Вторым лидером стала романтическая комедия «Любовь в большом городе 3», у которой процесс киноэкран-телевизор пошел в обратном направлении — третью часть кинофраншизы изначально снимали, как телесериал, из которого накромсали романтический неновогодний винегрет. Но под шампанское и под елкой чего только не посмотришь, когда душа романтики просит? Это едва ли не единственный пример того, как снятый для телевизора продукт (а таковыми в последнее время были «Темный мир: Равновесие», «Три мушкетера» и «Утомленные солнцем 2»), не только не отпугнул зрителя, но даже собрал приличные деньки в кинотеатрах. Друзья друзей, Лёгок на помине, Чемпионы / Каропрокат
Друзья друзей: Бюджет: 2,0 млн $ Сборы: 8,24 млн $ Традиционно с прибылью после кинопроката уверенно чувствует себя компания Enjoy Movies. Три из шести прибыльных фильмов – великолепный результат! Фильмы «Друзья друзей», «Легок на помине», «Чемпионы», может быть не взорвали рынок, но такой цели у продюсеров, прекрасно просчитывающих зрительский успех, и не было. Все и сразу / ЦПШ
Бюджет: 1,0 млн $ После смены производственной компании вновь на коне Роман Каримов с криминальной комедией «Всё и сразу», которая стала самой кассовой в его короткой фильмографии. Режиссёр ещё раз напомнил всей отечественной киноиндустрии, как можно снимать зрительское кино за небольшие деньги. В спорте только девушки / ЦПШ
Бюджет: 4,0 млн $ Комедия «В спорте только девушки» до выхода в прокат рекламировалась как фильм-событие с бюджетом $15 млн! После окончания показа в кинотеатрах продюсеры «уменьшили» бюджет до $4 млн. И правильно сделали! Благодаря этому картина со сборами в Украине ($1,3 млн) сразу стала прибыльной. Быстрее, чем кролики / Dream Team Media
Бюджет: 3,5 млн $ Чего не скажешь о другой комедии «Быстрее, чем кролики», сборы которой в Украине ($0.74 млн) не помогли ей «отбиться» (при запуске в производство заявленный бюджет составил $3.5 млн) в прокате. Тем не менее, этот релиз остаётся самым кассовым ($5,39 млн) у нового российского дистрибьютора DreamTeam. Вий 3D / Universal
Бюджет: 26,0 млн $ Приключенческий фильм-фэнтези «Вий» долгое время был кассовым лидером отечественного и украинского проката ($34,25 млн + $4,6 млн), но чтобы окупить свой заявленный бюджет ($26 млн), должен был собрать не менее $52 млн. Увы, получить поддержки в прокате от IMAX, и рекламы от отечественных телеканалов, не удалось. Продюсерам «Вия» остаётся надеяться только на международный прокат, куда втиснуться даже с помощью Universal всегда тяжело, хотя Китай показ уже пообещал (тем более, что действие второй части развернется в Поднебесной). Скорый «Москва-Россия» / Наше кино
Бюджет: 4,0 млн $ И, наконец, приключенческая комедия «Скорый «Москва-Россия»» не стала прибыльной для Сергея Светлакова, возглавлявшего рейтинг самых успешных российских продюсеров. После «Камня», «Джунгли» и «Горько!» Сергей потерпел относительную неудачу в прокате с проектом, производственный бюджет которого, по слухам, превысил $4,5 млн. Тем не менее картина собрала приличные для отечественного фильма $5,26 млн, но провалилась в Украине ($150 тыс. на 76 копиях). На международный прокат сугубо российскому «Скорому» рассчитывать не приходиться.
Российский провалФильмы, которые стоили дорого, но не собрали какой-либо приличной кассы, в большинстве своем, заведомо не обладали коммерческим потенциалом, раз за их прокат взялись не самые сильные дистрибьюторы. Однако есть в этом списке исключение — компания, выпустившая три фильма из десятки. Интересно, это связано с удивительной способностью отбирать заведомо непрокатное кино или с диверсией, нацеленной на то, чтобы продемонстрировать невозможность отечественных фильмов конкурировать не только с голливудскими хитами, но и с иной продукцией российского кинопрома? Небо падших / АКМ
Бюджет: 3,0 млн $ На вершине десятки самых убыточных российских лент (2 января – 29 июня 2014 года) с бюджетом не менее $3 млн находится экранизация повести Юрия Полякова «Небо падших», собравшая в прокате смехотворные 2 079 долларов США! Как продюсер Евгений Зобов («Фартовый», «Темная ночь») собирается возвращать потраченные на производство деньги, непонятно. Афиши с изображениями Екатерины Вилковой и Кирилла Плетнёва можно было увидеть на каждом углу в Москве, но выглядели они настолько непривлекательными, да и иной активности со стороны прокатчика, по продвижению картины к аудитории замечено не было, что отсутствие мало-мальского интереса зрителей к картине совсем не удивляет. Кинотеатры также не поверили в картину — фильм вышел на 13 экранах, из которых о сборах отчитался только один. При этом создатели ленты посмешили обвинить публику в том, что она «отвыкла от мейнстрима». Как говорится, без комментариев. Золото / Премьер-Кинопрокат
Бюджет: 4,5 млн $ Многострадальная картина «Золото» (ранее известная, как «Дикое счастье», лента снималась еще в 2008 году) с участием Сергея Безрукова наконец-то добралась до нашего зрителя, который в очередной раз её просто не заметил. Сборы экранизации романа Мамина-Сибиряка составили чуть меньше миллиона рублей — это около 30 тысяч долларов. Выпуск картины сопровождало информационное молчание, словно бы и не было этой картины. И это, как минимум, странно для фильма возрождающейся Свердловской киностудии, и созданной при поддержке Фонда кино и Министерства культуры. Шагал-Малевич / Арена
Бюджет: 7,0 млн $ Дорогостоящая арт-драма «Шагал — Малевич» Александра Митты всё-таки нашла своего зрителя в кинопрокате (сборы - $120 тыс.), но каким образом продюсеры собираются вернуть потраченные на неё средства (бюджет — 7 млн долларов), не знают ни они, ни Фонд Кино, который выдавал деньги. Выход фильма сопровождала массированная pr-кампания, которая позволила обратить внимание на картину части заинтересованной в ней аудитории. Однако, для окупаемость этого количества зрителей оказалось слишком мало. Форт Росс: В поисках приключений / Dream Team Media
Бюджет: 6,9 млн $ Прежде чем дать режиссёру и продюсеру Юрию Морозу 10 миллионов долларов на производство и продвижение приключенческого фильма «Форт Росс: В поисках приключений», продюсерам и финансировавшему картину Министерству Культуры нужно было ознакомиться с кассовыми «достижениями» его предыдущих картин. Но в этом случае создаётся такое впечатление, что они рады тому, что фильм, пролежавший без прокатчика больше года, наконец-то вообще вышел в прокат. При этом нельзя сказать, что фильм был брошен прокатчиком на произвол судьбы — было и приглашение в эфир «Вечернего Урганта» исполнителей главных ролей, и какая-никакая телевизионная реклама, и даже биллборды. Но у наблюдателей они вызывали ассоциации с развлекательным телешоу, а никак не с приключенческим фильмом о путешествии во времени. Восьмерка / Dream Team Media
Бюджет: 4,0 млн $ В отличие от картин, о которых говорилось выше, выход криминальной драмы «Восьмерка» сопровождался информационной атакой на потенциального зрителя. Модного писателя Захара Прилепина приглашали к тебе все телеканалы, разве что не в кулинарные шоу и программы для домохозяек. Но больше шума вокруг фильма наделал постер, который знатоки кино немедля сравнили с афишей фильма «Сумасшедшая езда 3D». Впрочем, на прокате фильма это никак не отразилось. Фильм стартовал в считавшийся ранее самый провальный для российского кино уик-энд Дня победы с девятого места одновременно с фильмом «22 минуты». Все ставки делали на то, чья лошадь придет последней. 22 минуты / ЦПШ
Бюджет: 6,5 млн $ О ситуации с боевиком «22 минуты», продюсером которого выступил Алексей Сидоров, мы уже рассказывали. Лента стала жертвой эпохи перемен, которая постигла ЦПШ в 2012-2014 годах. Так ли действительно нужно было перемонтировать фильм? Что мешало выпустить его в прокат до «Капитана Филлипса», ведь многострадальный проект Сидорова был готов к выходу на экраны 23 февраля 2013 года? Коммерческое фиаско фильму, снятого на госденьги и порезанному вдоль и поперёк, было гарантировано… Трудно быть богом / Люксор
Бюджет: 10,0 млн $ Совсем иная ситуация с картиной Алексея Юрьевича Германа. Компании «Люксор» сотворить с прокатом картины невероятное, ведь собрать в кинотеатрах более $1,3 млн на абсолютно некоммерческой трёхчасовой ленте – это дорогого стоит. Но вот бюджет у драмы «Трудно быть богом» был огромным… Черная роза / Кинография
Бюджет: 7,0 млн $ Боевик «Черная роза» оказался самым кассовым фильмом с участием Александра Невского (если не считать драму Софии Копполы «Где-то», в которой актеру досталась эпизодическая роль репортера). Но успех этот весьма относительный, если учитывать бюджет картины. Возможно, что прибыль инвесторы смогут получить от продажи фильма на носителях или VOD. Газгольдер: Фильм / Dream Team Media
Бюджет: 4,0 млн $ Долго валявшийся на полке и сменивший кучу дистрибьюторов криминальная драма в стиле рэп «Газгольдер: Фильм» наконец-то в этом году нашёл своего прокатчика. Выход фильма сопровождался масштабным турне музыкантов, принимавших участие в картине. Но для того, чтобы кино собирало в прокате деньги, недостаточно собрать на него фанатов. В фильме должны быть сюжет и сценарий. А ни тем, ни другим, лента «Газгольдер» похвастать не могла. Авантюристы / 20th Century FOX & A-company
Бюджет: 3,0 млн $ С картиной «Авантюристы» уважаемых продюсеров Александра Роднянского и Сергея Мелькумова случилось что-то странное. Потенциально приключенческая лента с участием самых кассовых и любимых российских актеров Светланы Ходченковой, Константина Хабенского и Дениса Шведова, на поверку оказалось приветом из 80-х. Драма, которую «продавали» зрителю, как содержавшую уникальные подводные съемки. И это, если не считать ретро-постера фильма, было едва ли не единственной приманкой картины. Зритель не клюнул, несмотря на то, что по улицам было сложно пройти мимо рекламы с изображением выдающихся форм Ходченковой.
ВыводыНаибольший интерес аудитории, как российской, так и американской, вызывают комедии, основанные на национальных особенностях. Причем, в случае с Россией, этот жанр доминирует — комедий в отечественном кино слишком много, в то время, как другие жанры — триллеры, хорроры, приключения, детское и подростковое кино, фантастика — практически не представлены. Успех «Вия» демонстрирует жизнеспособность приключенческого фэнтези, снятого на основе оригинальных российских сюжетов. Его пример показывает, что фильм с большим бюджетом, если его сделать фильмом-событием, может быть прибыльным, даже без поддержки телевизионных каналов и без выпуска в формате IMAX. Среди фильмов, которые находятся в десятки успешных нет ни одного случайного — пока каждому из них был а проделана колоссальная работа по продвижению. Три фильма из десятки вышли 1 января, и основную кассу собрали только благодаря длинным выходным. Если говорить о фильмах, которые принесли их создателям убытки, то в случае с российским кино, в большей степени сказывалось отсутствие маркетинга как такового — фильмы создавались или без учета интересов аудитории, или же затраты на их производство заранее не предполагали коммерческой отдачи, поскольку ответственности за провал никто не несет. Из представленных в списке убыточных лент, только «Чёрная роза» и «Газгольдер» не получали государственного финансирования, а «22 минуты» снимался при поддержке Министерства обороны, но ведомство не предпринято никаких усилий для обеспечения достойной судьбы картины в прокате. Российского кино в этом году по сравнению с прошлым годом стало очень много в репертуаре наших кинотеатров. Только вот собирает ли оно? Формально, да, собирает. 45 российских фильмов, в том числе и копродукция, заработали в первой половине этого года 126,8 миллиона долларов. То есть доля отечественного кино в общих сборах ($703,5 млн) составляет вроде бы благополучные прошлогодние 18% за весь 2013 год. Но если убрать единственную российскую ленту, находящуюся среди десяти лидеров проката 2014 года, «Вий» ($34,29 млн) и три отечественных новогодних релиза «Любовь в большом городе 3», «Друзья друзей» и «Быстрее, чем кролики» (их общие сборы составили $29,51млн), то доля отечественного кино упадёт до 9.1%. То есть остальные российские картины заработали в 2014 году $63 млн – а ведь это 41 фильм! А между тем на производство этих 45 лент было потрачено $158,2 млн, которые были в основном вынуты из карманов налогоплательщиков. В целом же все 202 фильма, которые вышли в отечественный прокат в первой половине 2014 года, собрали на 29 июня $703,5 млн, что на 0,1% меньше, чем было собрано за первую половину 2013 года ($704,4 млн). Чтобы сохранить зрителей, которые ходят в кино в регионах, провинциальные кинотеатры в 2014 году вынуждены были пойти на снижение цены билета. Средняя цена билета в прошлом году составляла $7,6, в первой половине 2014 года – уже $7,1, что привело к росту посещаемости, которая увеличилась на 6,4% по сравнению с прошлым годом. Или количество зрителей в этом полугодии – это результат приписок, которые вновь стали появляться в отчётах некоторых недобросовестных дистрибьюторов? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Комментарии
Правила хорошего комментатора
Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.
Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта). За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации. |
|
© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА |