Началась осень, а с ней и выходящие каждую неделю российские фестивальные фильмы, которые с трудом собирают большую аудиторию. Мы решили выяснить, существуют ли в России продюсеры, чьи фильмы никогда не окупались в прокате и насчитали тридцать человек, которые ни разу за десять лет не смогли получить прибыль от проката своих фильмов. Причем среди них немало очень известных имен, и людей, которые выпускали отнюдь не фестивальные картины. Мы решили разобраться, как такое возможно?
Этот список был составлен по имеющимся данным о сборах и бюджетах фильмов, выходивших в прокат, но не все фильмы доходили до стадии кинопроката и не у всех фильмов обнародованы суммы бюджетов, поэтому данные по некоторым продюсерам, на самом деле, еще хуже.
Два человека в этом списке (в котором перечислены только главные или генеральные продюсеры) за прошедшие десять лет успели выпустить по двенадцать фильмов, ни один из которых не преодолел планки безубыточности в ходе показа в кинотеатрах. За порог безубыточности мы, по традиции, принимаем сумму, в два раза превышающую бюджет, поскольку 50% сборов фильма уходит кинотеатрам. В этих подсчетах не учитывался бюджет на выпуск фильма (т.н. P&A — печать копий и реклама), а также то, сколько удастся выручить от продажи прав на телепоказы, выпуск на носителях, международный прокат и VOD (video-in-demand) — открытых данных по подобным сделкам нет. Продажа телевизионных прав и выпуска на носителях/VOD, как правило, сравнима с затратами на выпуск в прокат, а международные права на отечественные фильмы стоят пренебрежительно мало — сумма всех сделок по отечественным фильмам на каннском кинорынке в 2014 году составила рекордные за минувшие годы, но по-прежнему скромные, 1,5 миллиона долларов.
Nota Bene: В этот перечень не попали те продюсеры, которые, получая государственное финансирование под фильмы для кинопроката, не выпускали их в кинотеатры — они достойны отдельного большого материала. Также нет здесь тех, кто выпустил на киноэкраны за десять лет менее трех фильмов. Продюсеры, которые за десятилетний период произвели хотя бы один фильм, который окупился в прокате, даже если остальные картины приносили одни лишь убытки, также отсутствуют в этом антирейтинге.
Мы разделили этих людей на условные четыре группы:
Продюсеры «фестивального» кино
В первой расположились продюсеры, которые работают с кино, имеющим большую художественную, но, увы, невысокую коммерческую ценность. Их вклад в кино не оценивается кассовыми сборами, но полностью искупается призами на российских и международных фестивалях. Вкладывать средства в их фильмы престижно, и никто не ждет от этого иной награды, кроме как быть причастным к высокому искусству кино.
Профессиональный кинокомпозитор и музыкант, Андрей Сигле работает с режиссерами авторского кино Александром Сокуровым, Константином Лопушанским, Сергеем Овчаровым. Фильмы, которые он продюсирует, принесли России немало наград на международных кинофестивалях (включая Венецианского Льва за фильм Сокурова «Фауст». Но зрительскими эти ленты никак не назовешь. Попытка экранизировать фантастику Стругацких успехом в прокате не увенчалась. Незамеченной осталась и мелодрама «Снегурочка», ориентированная совсем не на аудиторию зрителей кинозалов.
В таблице учтены только те фильмы, которые выходили в национальный прокат. В этом списке, к примеру, отсутствует фильм Сергея Овчарова«Сад», участвовавший в конкурсе ММКФ в 2008 году, но не нашедший прокатчика, и приключенческая лента «Серко» с участием Алексея Чадова, вышедшая в России сразу на DVD, минуя кинотеатры. Фильм появился на киноэкранах только во Франции, где картина собрала 100 тысяч долларов.
Что в перспективе: Фильм Валерии Гай Германики«Ночник» о персонаже детских снов. Готовится также биографическая лента «Хармс», постановщиком которой выступит Иван Болотников.
Актер и продюсер Алексей Гуськов в качестве продюсера успел посотрудничать с Кириллом Серебренниковым и Александром Миттой, посодействовать развитию отечественной мультипликации, найдя финансирование для мультфильма «Незнайка на Луне». «Граница. Таежный роман» оказался весьма успешным телепроектом, да и фильм «Мусорщик» по сей день пользуется большой популярностью, но с 2004 года ни один фильм, созданный Гуськовым-продюсером не получил зрительского признания. Так, на военную драму «4 дня в мае» было продано лишь семь тысяч билетов.
Что в перспективе: О новых кинопроектах, которые планирует продюсировать Алексей Гуськов, пока ничего неизвестно.
Начинавший свой путь в киноиндустрию с обучения на экономическом факультете ВГИКа, в 1999 году он способствовал созданию комедии «Лицо французской национальности». В 2000 году вместе с Михаилом Колодяжным Роман Борисевич создал компанию CineMAX, занимавшуюся закупками на международных кинорынках фильмов для отечественного проката (так, им принадлежат права на прокат в России всех фильмов франшиз «Такси», «Неудержимые»), а с 2003 года, уже в качестве создателя кинокомпании «Коктебель», начал поддержку российских режиссеров так называемой «новой волны» — Алексея Попогребского, Бориса Хлебникова, Василия Сигарева. Фильмы студии принесли стране многочисленные международные награды, при этом публично порицались мэтрами Никитой Михалковым и Станиславом Говорухиным. Доля государственных средств в бюджете картин составляет от 30 до 50%, но награды, которые собирают эти фильмы, вполне искупают отсутствие результатов в прокате — ленты доходят до зрителя, в том числе и посредством (уже закрытой, к сожалению) программы Александра Гордона «Закрытый показ» на Первом канале.
Киновед по образованию, Наталья Мокрицкая долгие годы проработала в компаниях, занимавшихся кинопрокатом в России, в частности в компаниях West и «Парадиз». В 2006 году создала компанию «Новые люди», первым фильмом которой стала трагикомедия Кирилла Серебренникова Изображая жертву. Фильмы студии почти неизбежно получают награды российских и зарубежных фестивалей, но с прокатом не всё так удачно. В 2001 году была предпринята первая попытка обратиться к теме подросткового кино, которой стала лента «Мой папа Барышников», в конце 2013 года на экраны вышла сказка «Страна хороших деточек» в постановке Ольги Каптур. Этой осенью на экранах стартует два фильма, спродюсированные Натальей Мокрицкой — драма Ивана И. Твердовского«Класс коррекции», собравшая ворох фестивальных наград, и лента Михаила Сегала«Кино про Алексеева».
Что в перспективе: Эпический исторический фильм «Битва за Севастополь», прокат которого начнется в апреле 2015 года. Дистрибьютором выступит «Двадцатый век Фокс СНГ». В запуске же анимационная лента «Дип», постановщиком которой станет Максим Костенко. Проект будет создан совместно с Испанией.
Рано ушедший от нас продюсер Михаил Калатозишвили мог бы сделать еще много хороших картин, которые бы принесли славу нашему кино. Последней лентой, выпущенной им в качестве продюсера стала постановка сценария Петра Луцика и Алексея Саморядова«Дикое поле», награжденного на фестивале «Кинотавр» в 2008 году, а также национальными премиями «Ника» и «Золотой орел».
Во второй, довольно малочисленной, группе — имена продюсеров, которые снимают фильмы с привлечением иностранного капитала. В прокате их фильмы не пользуются большим спросом и основной доход приносят продюсерам от продажи на международных кинорынках и реализации прав на телевизионные показы.
Вокруг имени Сергея Конова — дяди нынешнего премьер-министра РФ Дмитрия Медведева — и фильма Ты и я в 2011 году разгорелся скандал. Бизнесмен Игорь Десятников, который почти полностью профинансировал создание ленты с участием солисток группы «T.a.t.u.», попытался вернуть хотя бы часть вложенных в картину в 2006 году средств, но ни в 2011-м, ни позже, он от своего вклада в 17,6 миллионов долларов (и еще 600 тысяч долларов, которые прошли «мимо кассы»), ничего не получил. Выйди картина, как и было запланировано, в 2007 году, шансов заработать на ней, хотя бы в международном прокате, было куда больше — группа еще не совсем растеряла своей популярности. Но в таких случаях промедление подобно смерти.
Помимо «Ты и я», под крылом Конова и Минковского совместно с Василием Пичулом был снят фильм «Кинофестиваль», который после единственного ночного показа на ММКФ более нигде не демонстрировался. Продюсеры затевали экранизацию «Войны и мира», с привлечением международных ресурсов, но, к счастью, грянул кризис.
Фильмы, спродюсированные Александром Невским, хотя и не имеют большого успеха в кинопрокате, хорошо продаются на телепоказы и VOD. При кажущейся убыточности, «Московская жара» оказалась довольно прибыльным проектом в том числе и благодаря размещению в фильме product placement. Но из-за фактической смерти рынка DVD/Bluray, зарабатывать на таких фильмах становится гораздо сложнее.
Что в перспективе: Документальный фильм о бодибилдинге в России, режиссерский дебют Марка Дакаскоса и несколько иных международных проектов.
Продюсеры среднебюджетных фильмов (до 4 млн долларов)
В эту группу вошли продюсеры, которые снимают недорогие фильмы. Часть проектов ориентированы на фестивальный прокат (но большого успеха там, как правило, не имеют), другие же предназначены для широкой зрительской аудитории, но особым успехом у этой публики не пользуются.
Александр Литвинов вместе с Алексеем Голодницким крепко подсели на государственные бюджеты, направленные на создание патриотического кино. Судите сами: «Калачи»Нурбека Эгена, «07 меняет курс», «Время собирать камни». Впрочем, если заметить, что Литвинов вместе с Алексеем Гуськовым и Михаилом Зильберманом заседают в экспертной комиссии Министерства Культуры РФ, занимающейся распределением средств по социально значимым кинопроектам, многие вопросы снимаются.
До сих пор не вышел на экраны фильм Нурбека Эгена «Шахта», спродюсированный Литвиновым, о сборах картины «Белый ягель» пока никаких новостей нет, но, очевидно, она не попадет даже в первую двадцатку по результатам уик-энда. Зато сериал «Обнимая небо» с большим успехом прошел в дневном эфире Первого канала.
Что в перспективе: О новых проектах Александра Литвинова пока никакой информации нет.
Еще один завсегдатай списков, рекомендованных к финансированию экспертным советом Минкульта. Сама Воронецкая в этом экспертном совете не участвует, но аккуратно подгадывает свои фильмы под то, на что рекомендуется тратить государственные средства. И, как ни странно, ее проекты неизменно находят поддержку совета! В 2013 году лента «Иуда»Андрея Богатырева (по совместительству — сына продюсера Воронецкой) получила награду ММКФ за лучшую мужскую роль и претендовала на «Золотого Георгия».
Что в перспективе: Два фильма Андрея Богатырева «Храм стихий» и «Материализация», а также экранизация повести Достоевского «Белые ночи», на которые в августе были выделены средства министерством культуры РФ.
Успешный телевизионный продюсер (два сезона «Тумана» на СТС, «Охотники за головами» с Елизаветой Боярской), в кино оказался не слишком удачлив. Долгострой «Сказка. Есть» вымотал немало нервов своим создателям, поколенческая история «Я»Игоря Волошина прошла мимо зрителя. Разве что «Бездельники», пускай и не собрали кассы, но получили свою порцию народной любви (к тому же стоили совсем недорого).
Что в перспективе: Фильм Валерии Гай Германики«Да и Да», спродюсированный Максимом Королевым и Надеждой Михалковой, получил награду за лучшую режиссуру на ММКФ, но, похоже, уже не выйдет на экраны из-за введенных цензурных ограничений. Однако за те короткие три дня ограниченного показа фильма в трех московских кинозалах, лента, кажется, собрала всю причитавшуюся ей кассу. Тем временем к выходу на экраны готовится картина «Федька» от режиссера нескольких сезонов «Солдат»Елизаветы Клейнот
Глава Russian World Studios Юрий Сапронов собаку съел на телесериалах. При содействии Фонда по борьбе с незаконным распространением наркотиков был создан фильм «Антидурь», но прокат его прошел незаметно. Успехи НТВ-сериалов «Зона» и «Автономка», снятых в помещениях клиники им. Кащенко, позволили расширить бизнес, переехать в Питер и построить в городе на Неве комплекс киностудии с гигантскими павильонами (благо RWS входит в состав госкорпорации «АФК Система»). На открытие павильонов приезжал президент РФ Владимир Путин. Телевизионный контент RWS действительно делает складный, но вот попытки завоевать большой экран пока успехом не увенчались. Полюбившаяся фестивальной публике «Жажда»Дмитрия Тюрина в прокате выступила слабо, а «Дом на обочине», и подавно незачем было выпускать в кинопрокат.
Что в перспективе: Экшн-драма «Борец» с Алексеем Чадовым, Оксаной Акиньшиной и Антоном Шагиным, два фильма для семейного просмотра — фэнтези «Хрустальный ключ» (с бюджетом в 2 миллиона долларов) и приключения «Семейка Триллера», а также военный фильм «Невидимая эскадрилья», на который будет потрачено не менее 3,6 миллионов долларов.
Еще один член экспертного совета Минкульта, который, правда, не злоупотребляет служебным положением. Фильмы «Папа» и «Водитель для Веры» уже стали классикой отечественного кино и не заработали в прокате лишь потому, что выходили на экраны, когда кассовые успехи отечественного кино были скорее из области фантастики (максимальные сборы тогда достигали 3-4 миллионов). Что же до экранизации Тонино Гуэрры «Пыль времени», снятой Теодоросом Ангелопулосом, то эта картина, вероятно, имела определенный успех на международных рынках. Правда, информация эта недоступна.
Что в перспективе: Информации о новых проектах нет.
Начинавший с ученика осветителя и прошедший обучение на экономическом факультете ВГИКа, Обухов вырос на киностудии им. Горького от администратора съемочной группы и директора картины («Через тернии к звездам») до заместителя директора киностудии. С 2006 года он уже Генеральный директор компании «КАРО Продакшн». Но фильмы, произведенные на этой студии, кассового успеха до сих пор не имели. Самым удачным оказался первый фильм дилогии Павла Санаева«На игре», а вышедший минувшим летом мюзикл «Тайна четырех принцесс» смог отбить в прокате лишь треть своего бюджета.
Что в перспективе: Фильм Павла Санаева «Превращатель» уже снят и находится в монтаже. В съемочном периоде находится картина Елены Немых «Пересечения в пространстве», а к запуску готовится лента Славы Росса«Созвездие Марии».
В прошлом Армена Николаевича Медведева найдется и руководство Бюро пропаганды советского киноискусства Союза кинематографистов СССР, и заведование отделом культуры народного образования при министерстве культуры СССР, и председательство в Госкино в 90-х. Сегодня Армен Медведев —президент Международного фонда развития кино и телевидения для детей и юношества («Фонд Ролана Быкова») и президент Выборгского кинофестиваля «Окно в Европу». Что побудило его поучаствовать в продюсировании таких спорных картин, как «Дед 005» и «Взрослая дочь, или тест на...», остается загадкой.
Еще один успешный телепродюсер, который в кино не смог правильно распорядиться своим богатым опытом. У двух картин в его фильмографии были большие шансы стать прибыльными (и они таковыми наверняка стали, благодаря телепродажам и реализации фильмов на носителях) — это «Поцелуй бабочки» и «Реальный папа», которому самую малость не хватило, чтобы собрать сумму, равную затратам на производство.
Что в перспективе: Продюсерских проектов от Месхиева пока ждать не приходится — много сил отнимает работа над фильмом «Батальон смерти», спродюсированный Игорем Угольниковым.
Один из самых неоднозначных персонажей этого списка. Михаил Бабаханов начинал продюсерскую деятельность с проектов «Оргазм под бой курантов» (постановкой занимался сам Бабаханов) и «Особенности русской бани»Алексея Рудакова (с участием Виктора Бычкова), выходившими прямиком на VHS и DVD. Сотрудничество с Алексеем Рудаковым продолжилось, когда на экраны вышли «Кожа саламандры», «Попса»Елены Николаевой (жены Рудакова), и прошедший мимо киноэкранов «День денег». На этом дружба закончилась и началась попытка делать бизнес — «Монтана» и «Близкий враг»Александра Атанесяна, «На ощупь»Юрия Грымова. Из этого списка лишь «Монтане» и «Попсе» удалось собрать в кинотеатрах сумму, сравнимую с затратами на производство (но учитывая 50% долю кинотеатров, этого недостаточно для покрытия расходов).
Что в перспективе: Ненужное продолжение «Близкого врага» под названием «Пока еще жива», которое пылится на продюсерской полке уже второй год и странный фильм «ЖЖ», показанный еще в 2013 году в конкурсе фестиваля «Окно в Европу».
В заключительной части материала самые громкие имена и самая многочисленная группа продюсеров, которые снимают фильмы дороже 5 миллионов долларов, но эти фильмы не окупаются в прокате. смотрите продолжение на второй странице