Французское кино всегда привлекало зрителей всего мира, однако лишь начиная с «Эммануэли» оно постепенно становилось коммерчески успешными и за пределами Пятой Республики, а до становления Люка Бессона в качестве продюсера успех французских фильмов за рубежом был скорее исключением из правил. В преддверии выхода на российские киноэкраны новой картины Бессона «Люси», мы решили вспомнить самые коммерчески успешные французские картины, собравшие в мировом прокате более 100 миллионов долларов.
«Люси» уже заработала в мировом прокате более 313 млн долларов при бюджете 40 миллионов и стала всего лишь двенадцатой французской картиной, собравшей по миру более 100 млн долларов. Одиннадцать из них выходили и в российский кинопрокат, а потому прекрасно знакомы нашему зрителю.
Первым французским фильмом, которому покорился рубеж в 100 млн долларов, была «классика эротики», легендарная «Эммануэль» 1974 года с ныне уже покойной голландкой Сильвией Кристель. При бюджете в полмиллиона долларов картина Жюста Жекина принесла ее создателям 103 млн долларов кассовых сборов. В начале 90-х годов прошлого века на свой страх и риск Кирилл Разлогов решил познакомить российского зрителя с этой «скандальной» лентой, которая собрала тогда на 5 копиях 100 тыс. долларов.
Через четырнадцать лет после выхода «Эммануэли» приключенческая драма Жан-Жака Анно«Медведь» привлекла внимание зрителей всего мира: кассовые сборы составили 104 млн долларов при бюджете 22 млн долларов. В США фильм, снятый практически без диалогов, принёс американским прокатчикам солидные 32 млн долларов. В России он стал доступен на видеокассетах в начале 1990-х.
Ещё через девять лет после премьеры «Медведя» третьим французским кассовым хитом стал фантастический боевик Люка Бессона«Пятый элемент». Его пришлось делать на английском языке и с участием американской звезды Брюса Уиллиса и тогдашней пассии режиссёра Миллы Йовович. Огромный бюджет (96 млн долларов) с лихвой был покрыт большой мировой кассой (264 млн). В России на 9 копиях картина заработала солидные по тем временам 370 тыс. долларов.
В новом тысячелетии французские «стомиллионники» стали появляться уже чаще. Комедийная мелодрама Жан-Пьера Жене«Амели» (бюджет — 15 млн долларов) полтора (!) года «крутилась» в московском Киноцентре на Красной Пресне, собрав в целом по России 770 тыс. долларов на 12 копиях. А в мировом прокате восходящая французская звезда Одри Тоту умудрилась вытащить из карманов зрителей аж 174 млн долларов.
Первой французской лентой, «не отбившейся» по деньгам в кинопрокате, стал блокбастер Алена Шаба«Астерикс и Обеликс: Миссия «Клеопатра»» (бюджет — 75 млн долларов). Фильм, напичканный многочисленными звёздами, сумел добыть в мировом прокате лишь 124 млн долларов. В России же экранизация известного европейского комикса стала первой французской картиной, собравшей в нашем прокате более 1 млн долларов.
Следующий «стомиллионник» Франция ждала четыре года. Им стала сказка Люка Бессона «Артур и минипуты», снова снятая им на английском языке и при огромном (88 млн долларов) бюджете. Экранизация первой книги того же Бессона заработала в мировом прокате 113 млн долларов, а в России — 1,69 млн долларов.
Самый дорогостоящий (бюджет — 105 млн долларов) французский фильм «Астерикс на Олимпийских играх» принёс продюсерам в прокате совсем не ту сумму (132 млн долларов), на которую они рассчитывали. Может быть, поэтому игровые экранизации «Астериксов и Обеликсов» пока не запускаются, особенно учитывая полный провал «Астерикса и Обеликса в Британии»? В России же европейский блокбастер собрал огромную даже по нынешним временам сумму — 9,09 млн долларов.
Очередной французский мировой прокатный хит с труднопроизносимым названием «Бобро поржаловать» (245 млн долларов при бюджете 18 млн долларов) добрался до России спустя два года после премьеры в Париже. Успеха у нас он не имел – 270 тыс. долларов на 92 копиях.
«Оскароносному» чёрно-белому «Артисту» сама судьба благоволила стать известным на весь мир (133,5 млн долларов при бюджете 15 млн долларов). Наши прокатчики тоже успешно поработали с российским зрителем на 2,74 млн долларов.
Чего не скажешь о самой кассовой на сегодняшний день (427 млн долларов) французской ленте «1+1». Малобюджетная (13 млн долларов) комедийная драма с новой темнокожей звездой Омаром Си перекрыла «вечный» рекорд Франции по количеству зрителей, принадлежавший комедии 1966 года «Большая прогулка» (17,3 млн человек). Во Франции картину Оливье Накаша и Эрика Толедано посмотрело 19,4 млн человек. У нас же на «1+1» сходило в кинотеатры всего 214 тыс. зрителей.
Пока ещё можно застать в наших кинотеатрах блестящую французскую комедию «Безумная свадьба», чьи сборы в России приближаются к полумиллиона долларов. А в мире кинолента с участием Кристиана Клавье имеет на своём счету уже 133 млн при бюджете 17 млн долларов.
Итак, три фильма Люка Бессона в качестве режиссёра присутствуют в списке двенадцати французских картин, собравших в мировом прокате более 100 млн долларов. Ленты Бессона сняты на английском языке. Интересно, дождётся ли наш зритель тех времён, когда российская картина (может быть, даже на английском языке) заработает в кинотеатрах мира 100 млн долларов? Пока же рекорд по мировым сборам среди российских фильмов принадлежит «Сталинграду» (69 млн долларов при бюджете 41 млн долларов), но 52 млн из них блокбастер Федора Бондарчука заработал в родном Отечестве…