Что ни говори, а 2005 год выдался необыкновенно жарким на громкие премьеры. Меньше, чем за 250 дней на наших глазах закончилась главная фантастическая киносага, длиною в 28 лет, обрел новую жизнь Бэтмен, вышел на экраны дрим-проект Стивена Спилберга и Тома Круза и запустился новый фэнтезийный киносериал. Но даже несмотря на столь громкие названия, украшавшие фасады кинотеатров, главное лакомство было припасено под самый занавес – фильм прошлогоднего оскароского триумфатора Питера Джексона, шедшего к осуществлению своей мечты всю жизнь. Но кто бы мог подумать, что «Кинг Конга» ждет именно такая кассовая судьба?
Неприятности с обезьянкой
Не хочется поливать кого-то грязью и лишний раз вспоминать про свое отношение к «Звездным войнам», но даже по степени масштабности и претенциозности «Кинг Конга» казалось, что картина Питера Джексона ни в чем не уступает творению Лукаса. Но ближе к премьере оказалось, что эта выкладка – не более, чем досужие размышления киномана, в то время как реальное положение дел совсем иное. Если «Мести Ситхов» накануне появления в кинотеатрах, аналитики от бокс-офиса прочили около $100 млн. за уик-энд, то ставки на «Конга» были заметно скромнее – «всего» $65 млн. (примерно столько же «давали» за «Бэтмена: Начало»).
Одной из причин, по которой фильм «недополучил» миллионов, являлось соседство «Хроник Нарнии», стартовавших неделей ранее. Серьезного соперничества не предвиделось, но ощутимая часть зрителей просто обязана была предпочесть говорящих зверушек огромной горилле. На деле так и произошло, только процент посетителей кинотеатров, заплативших деньги за фэнтези, оказался несравненно выше ожидаемого: в свой первый день проката «Кинг Конг» собрал обескураживающую кассу – $9,75 млн. Сумма оскорбительная, учитывая репутацию режиссера и мощную рекламную поддержку. Для сравнения, тот же «Бэтмен» Нолана, находившийся в более проигрышном положении благодаря двум предыдущим фильмам о Темном Рыцаре, открывшись в среду взял $15 млн. Чего уж говорить про обладавших куда меньшим потенциалом «Поймай меня, если сможешь» ($9,8 млн.), «Покемонах: Первом фильме» ($10 млн.) и «Знакомстве с Факерами» ($12 млн.)?!
При таком старте итог уик-энда не стал неожиданностью, хотя, если признаться, все надеялись на чудо – «Конг» собрал немногим более $50 млн., заняв 52 место в списке самых кассовых фильмов всех времен и народов по результатам первых выходных. Впрочем, студия осталась довольна и этим, настаивая на трудностях, связанных с дистрибуцией трехчасовых лент. Действительно, если отмахнуться от трилогии «Властелин Колец», обязанной полными залами в первую очередь огромному числу толкиенистов, то кроме «Титаника» нет ни одного фильма сходной продолжительности, подобравшейся к отметке в $50 млн. за уик-энд. Зарубежный прокат добавил в копилку Universal дополнительные $83 млн., с которыми итог первой недели «Конга», $149,2 млн., уже не кажется столь плачевным.
В гостях у сказки
Расположившиеся на втором месте «Хроники Нарнии» потеряли на второй неделе 51,4% зрителей. Для сказочной (давайте вместо возьмем жанр чуть шире, чем просто фэнтези) экранизации результат вышел не самым хорошим. Конечно, как уже рассматривалось парой абзацев выше, частично вина в падении сборов «Нарнии» лежит на волосатых плечах «Кинг Конга», но ведь и первые серии «Гарри Поттера» с «Властелином Колец» выходили не на полном безрыбье.
«Поттеру и философскому камню» противостояла «Корпорация монстров» – едва ли не лучший мультфильм Pixar, а Фродо и компании вольготно почувствовать себя в прокате мешал уже сам Поттер. И тем не менее, на второй неделе мальчик-который-выжил сохранил за собой первое место, ослабнув лишь на 36,3%, а «Братство Кольца» потеряло и того меньше (18,1%). Разумеется, успеху «Гарри Поттера» немало способствовала царившая вокруг книг Роулинг истерия (про Толкиена я вообще молчу), а оценить популярность цикла Льюса на Западе, сидя в московской квартире сложновато. Но, судя по дискуссиям на фан-форумах, она лишь немного уступает движению толкиенистов, поэтому все три фильма поставлены в относительно равные условия.
Тем не менее, падение «Нарнии» – отнюдь не повод для паники. С учетом $31,8 млн. за второй уик-энд, картина в одном только американском прокате собрала две трети своего бюджета и судя по сборам за третью субботу, доступным в момент написания этих строк, она еще переживет «Кинг Конга».
Семейные ценности
Единственным новым релизом, противопоставленным «Конгу» в широком прокате, стала рождественская комедия (куда уж без них!) «Привет семье», открывшаяся немалым количеством копий – 2466. Расчет прокатывающей комедию 20th Century Fox прост и оправдан предыдущим опытом соперничества: пока мужская половина зрителей упивается фильмом Питера Джексона, а дети наслаждаются «Нарнией», женщинам не остается ничего иного, кроме как скоротать полтора часика на непритязательной комедии со звездами типично женского кино: Рэйчел МакАдамс из «Дневника памяти» и Сарой Джессикой Паркер из «Секса в большом городе».
Результат не заставил себя ждать: рассчитывавшая максимум на $10 млн. студия (что для $18-миллионного фильма уже здорово), Fox получила целых $12,5 млн., а статистика донесла: 77% процентов зрителей, присутствовавших в залах, были женщинами.
За чертой
«Гарри Поттер и Кубок Огня» занял четвертую строчку в списке с $5,95 млн. за уик-энд и третьим местом по сборам среди картин франшизы. Увы, самым кассовым «Поттером» ему, похоже, не стать – в кассе «Философского камня» ни много, ни мало $317,57 млн., – а вот закрепиться на втором месте запросто. Сейчас его занимает «Тайная комната» ($261,98 млн.), но эта сумма была собрана за 25 недель, «Кубок» же за срок, в пять раз меньший, уже может похвастать $252,59 млн.
На столь мощном сказочном фоне политическому триллеру «Сириана» стало нехватать воздуха, из-за чего Джордж Клуни сотоварищи помахали ручкой 52% мувигоэров, равно как и надеждам по быстрому отбить бюджет: за месяц проката и при увеличивающемся количестве залов, сборы ($22,46 млн.) не покрыли и половины потраченной на картину суммы ($50 млн.). Еще хуже пришлось облаченной в латекс Шарлиз Тэрон: «Эон Флакс» ухнул вниз на 61% и теперь Paramount смело может записывать картину в список своих очевидных неудач – три недели, десятая строчка, $23 млн.
Неожиданно хорошо проявила себя на этой неделе «Горбатая гора» Анга Ли, ставшая лауреатом Венецианского кинофестиваля. Уже почти четыре месяца находящаяся в ограниченном прокате, картина внезапно взлетела сразу на восьмую строчку при общем количестве экранов в 69 штук ($36 тыс. с копии). Всего на четыре пункта отстала от ковбоев-геев «Гейша» Роба Маршалла – 12 место, 52 экрана, $25 тыс. с копии.
А в числе тех, кому на всех наплевать – биопик «Пройти по черте», еще на прошлой неделе ставший самым кассовым в своем поджанре, и продолжающий пользоваться завидной популярностью: минус каких-то 35,7% и $82,6 млн. в кармане. «Рэй» давно позади, и стремиться, по сути, некуда.
НН
ПН
Сту- дия
Сборы за уик-энд
% измен.
Число залов / изм.
Сборы зала
Общий сбор
стом-ть
к-во нед. в про- кате
1
N
Кинг Конг / King Kong
Uni.
$50,130,145
-
3,568 / -
$14,049
$66,181,645
$207
1
2
1
Хроники Нарнии / The Chronicles of Narnia: The Lion, the Witch and the Wardrobe
BV
$31,837,683
-51.4%
3,680 / 64
$8,651
$113,169,644
$180
2
3
N
Привет семье / The Family Stone
Fox
$12,521,027
-
2,466 / -
$5,077
$12,521,027
$18
1
4
3
Гарри Поттер и Кубок Огня / Harry Potter and the Goblet of Fire
WB
$5,952,452
-42.0%
3,185 / -543
$1,868
$252,598,259
$150
5
5
2
Сириана / Syriana
WB
$5,605,167
-52.2%
1,775 / 23
$3,157
$22,462,362
$50
4
6
4
Переступить черту / Walk the Line
Fox
$3,688,031
-35.7%
2,664 / -370
$1,384
$82,607,528
$28
5
7
5
Твои, мои и наши / Yours, Mine and Ours
Par.
$3,511,110
-30.5%
2,723 / -487
$1,289
$45,202,963
$45
4
8
15
Горбатая гора / Brokeback Mountain
Focus
$2,508,494
+358.2%
69 / 64
$36,354
$3,474,311
$14
2
9
7
Просто друзья / Just Friends
NL
$2,080,852
-45.4%
1,882 / -582
$1,105
$29,572,142
-
4
10
6
Эон Флакс / Aeon Flux
Par.
$1,751,220
-61.6%
2,058 / -550
$850
$23,215,672
$62
3
11
8
Гордость и предубеждение / Pride and Prejudice
Focus
$1,579,825
-38.8%
1,141 / -194
$1,384
$29,237,853
-
6
12
14
Мемуары гейши / Memoirs of a Geisha
Sony
$1,302,331
+90.8%
52 / 44
$25,044
$2,274,320
$85
2
13
12
Полярный экспресс - IMAX / The Polar Express - IMAX
WB
$1,091,729
+17.4%
66 / -
$16,541
$5,425,480
-
4
14
9
Цыпленок Цыпа / Chicken Little
BV
$1,054,952
-54.3%
1,602 / -724
$658
$128,829,279
-
7
15
10
Рента / Rent
SonR
$752,122
-62.5%
926 / -1,045
$812
$28,274,336
$40
4
16
11
Цена измены / Derailed
Wein.
$368,918
-69.5%
547 / -581
$674
$35,402,054
$22
6
17
16
Спокойной ночи и удачи / Good Night, and Good Luck.
WIP
$341,905
-36.5%
322 / -190
$1,061
$22,432,374
$7
11
18
21
Капоте / Capote
SPC
$301,468
-10.7%
193 / -14
$1,562
$10,790,585
$7
12
19
23
Кальмар и кит / The Squid and the Whale
IDP
$218,053
-1.1%
132 / 17
$1,651
$4,299,500
-
11
20
13
Куча-мала / In the Mix
Lions
$211,653
-72.8%
348 / -586
$608
$10,105,281
-
4
21
18
Пила II / Saw II
Lions
$195,151
-57.2%
296 / -255
$659
$86,797,222
$4
8
22
N
Мастер блефа / Bluff Master
UTV
$160,385
-
43 / -
$3,729
$160,385
-
1
23
N
Продюсеры / The Producers
Uni.
$154,590
-
6 / -
$25,765
$154,590
$45
1
24
30
Легенда Зорро / The Legend of Zorro
Sony
$140,887
+37.7%
286 / 89
$492
$45,356,386
$75
8
25
46
Уоллес и Громит: Проклятие кролика-оборотня / Wallace and Gromit: The Curse of the Were-Rabbit