«Правда и есть сама красота», – говорит Андрей Звягинцев. Другие цитаты прославленного режиссёра и нюансы его работы над «Левиафаном» – про шрифт титров, например, про компьютерное вмешательство, кадр с живой мухой, вырезанную сцену и прибывающий поезд – во второй подборке бонусных материалов нашего суперпроекта, наглядно показывающего: в этом фильме имеет значение всё, каждый кадр, каждая мелочь!
– Шрифт титров «Левиафана» – тот же, что и в «Изгнании», и в «Елене»: «Такое начертание букв кириллицы входит в резонанс с самим строем фильма», – поясняет режиссёр.
– Впрочем, Звягинцев собирался вовсе обойтись без вступительных титров, хотел начать картину «сразу с изображения». Но выбранный им «Эхнатон» Филипа Гласса продиктовал необходимость пролога – и титры позволили музыке вступить заметно раньше первого кадра, благодаря чему она смогла прозвучать в полной мере.
– Вступительный общий план дома Николая снят со второго раза: первая попытка была признана режиссёром и оператором Михаилом Кричманом неудачной. И кстати: в этот момент в доме включался вовсе не бытовой свет, а профессиональные осветительные приборы. Однако в ходе монтажа режиссёр понял, что окна загорелись на семь-десять секунд позже, чем следовало бы! Исправить эту оплошность помог компьютер: появление света было аккуратно передвинуто по тайм-линии на нужное место.
– Ещё одно компьютерное вмешательство в этом плане связано с одним из членов съёмочной группы, который, не услышав команды, неумышленно попал в кадр как раз в то время, когда по реке так удачно проплывала случайная лодка. Так как именно этот дубль попал в итоге в картину, мужчину пришлось буквальным образом «стереть».
– Прибывающий на станцию поезд был специально заказан для эпизода встречи Дмитрия, но времени на съёмку было очень мало: один час двадцать минут. Снимать же тот состав, что пришёл бы на станцию согласно расписанию, было нецелесообразно по нескольким причинам, одна из которых заключалась в том, что кадр могли испортить выходящие пассажиры, неосведомлённые о работе киногруппы. Сейчас же в кадре – подготовленная местная массовка, задание которой давал непосредственно режиссёр. Даже открывающая дверь вагона «проводница» – женщина из массовки (правда, проинструктированная настоящей проводницей). К тому же и цвет поезда был отобран заранее: красный локомотив и классические, с жёлтой полосой, зелёные вагоны.
– По словам режиссёра, перед художником Андреем Понкратовым была поставлена главная задача: «создать живой дом, в котором живёт дух человека длиною в несколько поколений», чтобы «везде бы были следы жизни». В поисках референсов Понкратов и ассистент по реквизиту Александр Лозовский обошли многие дома и квартиры как в Териберке, так и в Подмосковье. Благодаря сделанным ими фотографиям интерьеров было выбрано направление, на основе которого создавалось в итоге игровое пространство.
– Учитывая, что героям фильма – 35-45 лет, в «деревенский уклад» были инсталлированы многочисленные современные элементы. Исполнившие главные роли Алексей Серебряков и Елена Лядова проводили в декорации дома целые дни, по мере сил обживая её наряду с художниками.
– Владимиру Вдовиченковупозволялось иногда уезжать из Териберки в Москву на спектакли: «Он всё равно тут “гость”». Когда во время съёмки актёр, спускаясь по лестнице, стукнулся головой о нависающий потолок, это понравилось режиссёру по той же самой причине: «Сразу понятно: человек здесь гость». И в фильм вошёл именно первый дубль, «потому что когда Вдовиченков стал ударяться специально, это было уже не то, видно было, что он делает это».
– Решение обставить веранду множеством горшков с цветами выдвинул Андрей Понкратов. Однако с цветами пришлось в итоге намучиться, так как ближе к холодам «они подмёрзли и стали потихонечку увядать». Погибшие цветы были заменены свежими.
– Отбирая тома для книжной полки, Звягинцев предпочёл там видеть «что-то такое непритязательное» - не Мишеля Фуко или Ницше, а Бориса Полевого, Пушкина и учебники за шестой класс.
– Кадр с мухой на оконном стекле не был запланирован изначально, его сняли на всякий случай. Однако он пригодился и встал на своё место, разделив предшествующую ему ночную сцену с новой, происходящей уже на следующий день. К тому же «вззз-вззз» и мухи, и принтера органично срифмовались друг с другом. А вот снятую в то же время сцену, в которой Дмитрий со второго этажа наблюдает за тем, как Лиля отвозит Ромку в школу, режиссёр в результате вырезал.
– Всё, что случилось до сцены суда, режиссёр называет прологом – мотивируя задействованный в картине драматургический ход тем, что зритель должен был попасть «в самую гущу, в самое пекло событий, в котором никто ничего ему не объясняет». Звягинцев признаёт, что фильм по-настоящему начинается только тогда, когда герои окончательно понимают: «Всё, дома больше не будет».
– Андрей Звягинцев убеждён, что именно личность человека является главной целью государственного строительства. Эта мысль – одна из центральных в его произведении. Режиссёр подчёркивает, что его «Левиафан» «стоит на защите таких важнейших понятий, как неприкосновенность личности, справедливость, достоинство, частная собственность, право».
Фильм всем своим существом призван защищать в человеке его чувство свободы. Гражданский пафос картины – в яростном протесте против тотального беззакония, в котором мы с вами привычно обретаемся. Этот фильм и создан-то только во имя этого гуманистического идеала: человек свободен и личность его неприкосновенна!
Книгу Максима Маркова «“Левиафан”. Разбор по косточкам. Режиссёр Андрей Звягинцев – о фильме кадр за кадром» выпустит в 2020-м году издательство «Альпина Паблишер».
(Продолжение следует)
«Левиафан». Разбор по косточкам. Первый сезон. Лонгриды