Когда жители Териберки пришли посмотреть привезённого им «Левиафана», один из зрителей отметил, что в клубе, в котором все собрались (он расположен на противоположном берегу от дома главных героев картины), кино в последний раз показывали двадцать пять лет назад…
Про настоящее в фильме режиссёра Андрея Звягинцева – в третьей части бонусной подборки нашего суперпроекта.
– Дорога в скале появилась относительно недавно: её прорубили в сторону океана ради проезда к новому месторождению «Газпрома». В самый первый свой съёмочный день группа «Левиафана» работала именно здесь – над кадром, в котором Николай с Ромкой рано утром едут в школу. Правда, снять его удалось только с третьего раза: подробнее об авариях, что тут происходили, вы можете узнать либо из доступного в сети фильма о фильме – либо из книги «“Левиафан”. Разбор по косточкам», выход которой ожидается в мае этого года.
– Дома, которые мы видим в самом начале картины, во время проезда Николая по посёлку, давно заброшены, но вот чуть дальше, через дорогу, и сейчас живут люди. Большое здание, заметное в кадре, когда машина поднимается по дороге, – заброшенная школа. Полуразвалившаяся пристань, ставшая центром девятого плана, – и в жизни ровно такая же.
– Железнодорожная станция, на которую прибывает поезд с Дмитрием, – это настоящая железнодорожная станция города Оленегорск, «играющая» в фильме станцию в вымышленном городе Прибрежный, в четырнадцати километрах от которого находится вымышленный посёлок Загорье, где живёт семья Николая. Окружающее пространство в этом кадре не подвергалось никаким изменениям. А вот дорожные знаки, обозначающие эти вымышленные населённые пункты, были изготовлены специально.
– Гостиница, в которой остановился герой Владимира Вдовиченкова, – настоящая гостиница Кировска. Вход в неё не подвергался намеренным разрушениям или декорированию: в кадре он ровно такой, какой и есть на самом деле. Зато номер отчасти можно назвать «декорационным объектом». Выбрав именно эту комнату из-за вида, открывающегося из окна, члены съёмочной группы поменяли в ней всю обстановку, перенеся сюда мебель из номера этажом ниже. С разрешения администрации гостиницы здесь также были переклеены обои и повешены новые шторы.
– Согласно первоначальной идее, в квартире напротив гостиничного номера тоже должен был гореть телевизор. Однако осуществлению этого замысла помешал мертвецки пьяный хозяин, решительно забывший о своей предварительной договорённости с киношниками. От телевизора пришлось отказаться в пользу освещённой кухни, по которой ходил инструктированный Звягинцевым человек.
– Та дежурная часть, где задерживают Николая, подлинна отчасти: просто в силу определённых причин её не используют по назначению, а сдают киношникам для съёмок как фильмов, так и сериалов. Звягинцев и его локейшн-менеджер Александр Воронов осмотрели в Москве три таких типичных участка – и данный понравился им более остальных. Насколько помнит режиссёр, они получили «практически пустое пространство» – с обшарпанными стенами, креслами в коридоре, надписью на стекле и даже «с наглядной агитацией». Всё прочее – от компьютера с сейфом до стульев с папками – привнесено сюда уже художником картины и ассистентом по реквизиту.
– Остановку, выкрашенную в цвета российского флага, никто не придумывал: она там так и была. Хотя режиссёр и не отрицает, что строил монтаж «так, чтобы флаг на остановке в кадр всё-таки попал, чтобы зритель это заметил».
– Трубопровод, тянущийся вдоль шоссе, не был (как могло показаться) преднамеренной отсылкой к фильму «Груз 200». По словам Звягинцева, «это вышло ненароком».
– В папке, привезённой Дмитрием, лежали копии настоящих документов - и «даже фотографии, которые к ним прилагались: тела убитых и прочие ужасы». Они были сделаны ассистентом режиссёра по реквизиту Александром Лозовским благодаря знакомству с одним следователем, предоставившим ему для сканирования уже ненужные дела. Однако фотографию Романа Мадянова в образе мэра в папку вкладывать не стали.
– Значок «Единой России», украшающий костюм мэра, – настоящий. По идее автора фильма, он лишний раз подчёркивает характер персонажа: «Перед нами такой человеческий тип, который лишь демонстрирует свою лояльность – что, конечно же, свидетельствует о его лицемерной натуре».
– Весь зачитываемый в суде документ был написан настоящим юристом. Озвученная здесь цифра 639 тысяч 540 рублей 27 копеек была сверена авторами сценария с реальными ценами: «Столько минимально могло бы стоить такое жилище».
– Здесь настоящий даже ветерок, который можно зримо почувствовать в той сцене, когда мы впервые оказываемся внутри дома: вентилятор просто помешал бы записи живого звука. Речи о ветродуях не шло и на натуре: это же Крайний Север, ветра там постоянно дуют сами по себе.
– А вот время на часах здания городской администрации («советское наследие 70-х годов») было установлено компьютерным способом. По сюжету герои приехали в 11:50, за десять минут до начала заседания суда – и было заранее понятно, что проще будет решить этот вопрос на постпродакшене, чем подгадывать время съёмки или «вручную» переводить стрелки, договорившись об этом с мончегорскими официальными лицами.
Книгу Максима Маркова «“Левиафан”. Разбор по косточкам. Режиссёр Андрей Звягинцев – о фильме кадр за кадром» выпустит в 2020-м году издательство «Альпина Паблишер».
(Продолжение следует)
«Левиафан». Разбор по косточкам. Первый сезон. Лонгриды